George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Category:

Размышлизм

Долго думалось - почему же в войне за Австрийское наследство, Семилетке и более поздних конфликтах не появилось у Франции корсаров такой величины, как Бар, Дюгэ-Труэн, Форбэн, Сен-Поль?

Ответ пришел неожиданно -  у французов наконец-таки появилось, что защищать на море. «Сахарные» острова,  колонии Карибского моря и фактории в Индии и Индийском океане приносили в казну 2/3 национального бюджета, поэтому министры Людовика XV очень болезненно переживали захват любого конвоя или атаку любого острова. Во главу угла было поставлено не нападение на вражескую торговлю (как это было во времена Людовика XIV, когда морская торговля Франции была полумертвой), а защита своей заморской коммерции.

Англичане избрали ту же тактику, что и французы. Для островитян большое значение имели колонии в Индии, земли в Северной Америке (оттуда они получали до 70% провианта, который потребляла метрополия), а так же Ямайка и Барбадос, где были расположены плантации сахарного тростника. Конечно, обе стороны выделяли силы для атак на вражеские караваны, но делали это с неохотой и без прежнего размаха.

Самое смешное – история Англии полностью идентична истории Франции. Когда английской торговли не было – во всю гремели имена Дрейка, Рейли, Фробишера, Хокинса и т.п. Как только английская торговля стала сколь-нибудь значимой – сразу же занебесные подвиги корсаров куда-нибудь делись. Исключения типа Энсона лишь подтверждает правило.

Так же было и в Голландии. Все эти Питы Хейны, Клерки, Шулены уступили место Тромпам, де Виттам, Рюйтерам, которые как раз не нападали на чужую торговлю, а защищали свою.

Вывод напрашивается парадоксальный – только нищая в морском плане страна может штамповать корсаров ради нападения на чужое судоходство. Как только своих торговых кораблей появляется достаточно много – на первый план выходит более прозаическая задача – сохранить СВОЕ, а не разграбить ЧУЖОЕ.

Кстати – этим же можно объяснить и успехи немецких подводников в двух войнах. Защищать им было, по сути, нечего, поэтому основная задача была в утоплении тоннажа противника.

Tags: капер, корсар
Subscribe

  • Французские фрегаты против английских линкоров

    Давайте посмотрим правде в глаза. Все мы в части сражений на море воспитаны на английской или англофильской литературе и принимаем на веру только…

  • Вы же помните адмирала Линуа?)

    Ну тот, который глупейше упустил конвой ОИК у Пуло-Аура? Так вот, когда в 1806 г. Линуа попал в плен, Наполеон лично отказался его обменивать, и…

  • Очень интересное замечание

    В тему споров - какой численности должен быть экипаж парусного корабля XVIII века. Ну и в копилочку о "стандартном фрегате в 150 человек экипажа".…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments

  • Французские фрегаты против английских линкоров

    Давайте посмотрим правде в глаза. Все мы в части сражений на море воспитаны на английской или англофильской литературе и принимаем на веру только…

  • Вы же помните адмирала Линуа?)

    Ну тот, который глупейше упустил конвой ОИК у Пуло-Аура? Так вот, когда в 1806 г. Линуа попал в плен, Наполеон лично отказался его обменивать, и…

  • Очень интересное замечание

    В тему споров - какой численности должен быть экипаж парусного корабля XVIII века. Ну и в копилочку о "стандартном фрегате в 150 человек экипажа".…