George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Category:

В развитие темы

Наверное единственным польским крулем, который озаботился состоянием дорог в Польше, оказался столь нелюбимый поляками Станислав Понятовский. В 1772 году он нанял француза Шарля Армана Петри (Hermann Perthées) произвести картографическую съемку польского государства. Француз занимался этим долгих шесть лет, и в 1780 году выпустил Атлас Польши. Чуть ранее Понятовский создал Постоянный Совет и Дорожную Комиссию, которая должна была разработать и выдать масштабную перспективу дорожного строительства. Причем не грунтовых, а мощеных дорог.
Одновременно в университете Понятовского появилась новая специальность - дорожный строитель.
Именно в его правление были построены тракты Варшава-Краков, Варшава - Гродно, Варшава - Познань.  Но вот далее...  В конечном итоге все уперлось в деньги, вернее в то, что у короля было денег мало, а у магнатов - много.
Магнаты считали строительство дорог угрозой себе - ведь по этим дорогам король в случае чего мог перекинуть войска и подавить железное право шляхтича на рокош. И далее мостовые начали немножечко разбирать. Ну мало того, что дорога сломана, так вынутым камнем можно свой замок обновить опять же.
Ну а потом шляхта усмотрела в строительстве дорог "руку Москвы" конечно же. Ну, мол, Екатерина, поделив Польшу первый раз, теперь хочет руками бывшего любовника построить дороги, дабы быстро бросить войска к Варшаве и подавить свободную Польшу в случае очередного рокоша.
Ну и в 1780 году Сейм отклонил все реформы и поправки короля. Ну ибо не фиг. И дорожное строительство было надолго забыто.

В следующий раз к дорогам вернулись только при Наполеоне в 1809-м, а потом уже Россия стала вбухивать огромные средства в дорожное строительство в Польше.

Это так, краткая выжимка из Адама Замойского "Последний король Польши". Выделенное курсивом - это уже пересказ других книг, например Дагби Смита "Наполеон против России",  где показана роль такого человека, как Этьен Винсент, который просто анально нагнул панов, заставив тот же участок шоссе Варшава-Вильно обновить за их же счет самым простым образом - дорога проходит по твоим землям? Будь добр содержать её в идеальном виде. Под угрозой конфискации земель.
Дошло аж до того, что все эти Чарторыйские и Замойские обратились к Наполеону с просьбой отменить эту свою конституцию, что вызвало у императора недельный ступор.
Но это уже другая история.

Subscribe

  • Просто так

    Как многие знают - легенда гласит, что картофель в Англии и Ирландии появился с помощью незабвенного Уолтера Рейли, который привез его из своего…

  • Послушал тут новые "Байки Карибского моря"

    Узнал много нового))) Оказывается, стандартный экипаж фрегата XVII-XVIII веков - это 130 человек) Оказывается, борта у "Черной Жемчужины"…

  • До Колумба

    Надо сказать, что попытки «бега на запад» в поисках новых земель были и до Христофора Колумба. Мы сейчас не будем разбирать авантюру…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments

  • Просто так

    Как многие знают - легенда гласит, что картофель в Англии и Ирландии появился с помощью незабвенного Уолтера Рейли, который привез его из своего…

  • Послушал тут новые "Байки Карибского моря"

    Узнал много нового))) Оказывается, стандартный экипаж фрегата XVII-XVIII веков - это 130 человек) Оказывается, борта у "Черной Жемчужины"…

  • До Колумба

    Надо сказать, что попытки «бега на запад» в поисках новых земель были и до Христофора Колумба. Мы сейчас не будем разбирать авантюру…