Количество боеготовых кораблей русского Балтийского флота по годам (по МИРФ):
1713 год – 13 линейных кораблей.
1716 год – 17 линейных кораблей.
1718 год – 23 линейных корабля.
1721 год – 33 линейных корабля.
Сравним со Швецией (Данные по Jan Glete «Swedish Naval Administration, 1521–1721: Resource Flows and Organisational Capabilities» - « The Northern World», number 46. Boston: Brill. 2010):
1705-1709 годы – 41 линейный корабль.
1715 год – 33 линейных корабля.
1717 год – 27 линейных кораблей.
1719 год – 24 линейных корабля.
1721 год – 23 линейных корабля.
Как видим, флотский состав у России к концу войны увеличивается чуть ли не в три раза, тогда как у шведов – уменьшается в полтора раза. Это говорит о том, что шведы полностью истратили все доступные ресурсы, и денег на строительство кораблей у них уже не было. Грубо говоря, они проиграли линкорную «гонку вооружений» на Балтике.
Кроме того, Петр придумал еще одно «ноу-хау», ставшее для войны на Балтике просто решающим. Строя корабельный флот, примерно равный шведскому или датскому, он параллельно занялся созданием галерного флота, который к 1720 году насчитывал до 150-170 галер. В мелководных и шхерных районах Финского и Ботнического заливов оказалось, что противодействия галерным флотилиям просто нет. Шведы, чьим главным соперником в XVII веке была Дания, всегда делали упор на строительство корабельного флота, но на мелководье он действовать не мог. В результате с 1717 года русский галерный флот просто затерзал побережье Швеции десантами, разорял инфраструктуру, промышленность, жег запасы, и т.д. Противопоставить этому шведы не могли ничего.
Нет, конечно же, лучшей стратегией в подобном случае было бы атаковать базы галер и сжечь эти галеры в гаванях. Но русский корабельный флот равной (а потом и на треть превосходящей) силы этого бы сделать просто не дал. В результате Россия Петра Великого именно завоевала господство на море.
