George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Categories:

"Я хочу быть акционером ОАО "Газпром"...

Из серии про ОИК:

На слушаниях в Парламенте в 1852 году депутаты предметно рассмотрели доходную часть бюджета Индии с 1834 года, и вот что получилось:
1834-1835 год – 18 407 773 фунта стерлингов.
1835-1836 годы – 19 294 877 фунтов стерлингов.
1836-1837 годы – 19 119 902 фунта стерлингов.
1841-1842 годы – 19 874 142 фунта стерлингов.
1842-1843 годы – 20 572 786 фунтов стерлингов.
1843-1844 годы – 21 423 243 фунта стерлингов.
1848-1849 годы – 23 342 544 фунта стерлингов.
1849-1850 годы – 25 160 575 фунтов стерлингов.
1850-1851 годы – 24 579 282 фунта стерлингов.
Таким образом, за 18 лет доходность индийских территорий увеличилась на треть, тогда как платежи Компании в бюджет Англии остались теми же, на уровне 1780-х годов.
А теперь сравним с расходами. Война в Афганистане обошлась в 6-10 миллионов фунтов. Первая и вторая англо-сикхские войны в совокупности потребовали не менее 30 миллионов фунтов затрат. Итого, на войны ОИК потратило как минимум 36 миллионов фунтов. Еще 20 миллионов фунтов с 1834 по 1851 годы составили чрезвычайные расходы. Содержание 150-тысячной частной армии обходится Компании в 6 миллионов фунтов ежегодно, частного флота – еще в 2 миллиона фунтов. Если же учесть траты на администрацию с дико завышенными зарплатами (например, зарплата судей возросла с 480 фунтов в год до 1120 фунтов в год) – то станет понятно, почему за все 18 рассматриваемых лет ОИК вообще не показала прибыли, и ее бюджет постоянно дефицитен, кроме периода 1834-1835 годов, да и тогда профицит составил смешную сумму в 354 187 фунтов стерлингов. В том же 1851 году согласно отчету Компании дефицит составил 678 709 фунтов стерлингов, и это при том, что доходы ОИК возросли за 18 лет на треть!
Более того, за указанный период долг ОИК в бюджет Англии возрос от 1 774 153 фунтов в 1835 году до 2 201 105 фунтов в 1851-м!
Итог неутешителен – деятельность ОИК набивает карманы нескольких конкретных людей, но при этом для государства Компания просто убыточна.
Но, может быть, дефицит возник из-за того, что ОИК улучшала жизнь людей в Индии? Нет, нет и еще раз нет! Убытки из-за воровства администрации компании только в 1850-1851 годах составили 3.5 миллиона фунтов! Полковник Артур попался на растрате в 750 тысяч фунтов, выплатил в казну штраф в 30 тысяч фунтов, и, приехав в Англию, дал своей дочери приданое на общую сумму 1.5 миллиона фунтов!
Выступавший от лица Компании мистер Хьюм попытался успокоить уважаемое собрание и сообщил, что дефицит возник из-за того, что большие средства были потрачены на ирригацию местности и прокладку хороших дорог, но так и не смог объяснить, почему расходы ОИК растут гораздо быстрее, чем доходы.
Самый лучший ответ произошел в 1852-м году, когда Компания.... начала новую войну, англо-бирманскую.
Собственно, проблемы ОИК проистекали как раз из ее положения «государства в государстве» - ибо государство, в отличие от чисто коммерческой компании, всегда несет бремя дополнительных расходов на ту же армию, чиновничество, флот, благоустройство территории, соответственно, коммерческая фирма, лишенная таких трат, банально «рыночнее», то есть имеет большую гибкость по наценке и цене.

Tags: ОИК, снабжение, экономика
Subscribe

  • Греческая революция, часть 3

    Вот про это на русском нет вообще ничего. Кокрейн был не меньшим фанатом паровых кораблей, нежели Гастингс, и он предложил следующее. На данный…

  • "Сим креслом мастер Гамбс..."

    Собственно, рано или поздно, всякий, интересующийся парусами, доходит до фигуры сэра Томаса нашего, Кокрейна. Так уж получится, что разые эпизоды его…

  • Это прекрасно))

    Приглашение Кокрейна на службу греческим повстанцам было наверное самым смелым и самым затратным проектом греческого правительства. Когда в 1825 году…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments

  • Греческая революция, часть 3

    Вот про это на русском нет вообще ничего. Кокрейн был не меньшим фанатом паровых кораблей, нежели Гастингс, и он предложил следующее. На данный…

  • "Сим креслом мастер Гамбс..."

    Собственно, рано или поздно, всякий, интересующийся парусами, доходит до фигуры сэра Томаса нашего, Кокрейна. Так уж получится, что разые эпизоды его…

  • Это прекрасно))

    Приглашение Кокрейна на службу греческим повстанцам было наверное самым смелым и самым затратным проектом греческого правительства. Когда в 1825 году…