George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Category:

Пара слов о линейной тактике

Почему-то традиционно считается, что развитие линейной тактики во флоте началось с первой англо-голландской войны. Меж тем – это ПОЧТИ не так.

 

Действительно, первыми предложили и пытались реализовать атаку противника в кильватерной колонне английские «морские генералы» Монк и Дин в бою у банки Габбард. Но держать кильватер у англичан получилось только перед боем, с началом сражения все смешалось. Оказалось, что новая тактика требует подготовленных экипажей и капитанов. Корабли налезали друг на друга, вываливались из линии, мешали стрелять товарищам и т.д. Гораздо проще в исполнении была предыдущая тактика – голландская, где корабли тройками или пятерками концентрировались около своего флагмана дивизиона и пытались поддержать его. Естественно, что в этой тактике все зависело от силы и мужества флагмана – если он держался – держались и подчиненные. Если он бежал – бежали и они.

Линейная тактика на море в том виде, в котором мы ее понимаем, сформировалась только к третьей АГВ. Именно тогда и начались теоретические изыскания в разных странах о количестве и силе кораблей в линии.

После реставрации Лордом-Адмиралом стал герцог Яков Йоркский, не имевший какого-либо морского опыта. Но его помощники имели огромный опыт сражений на море: принц Руперт, генерал Монк, полковник Монтегю, вице-адмирал Уильям Пенн. Это были самые опытные офицеры страны, обладавшие так же и своими теоретическими наработками. Яков нашел в себе смелость не спорить с более знающими людьми, а использовать и творчески перерабатывать их опыт, выдавая коллегиальные решения по действию и жизнеобеспечению флота. 22 ноября 1664 года вышли в свет «Инструкции по лучшей организации флота Его Величества», состоявшие из 16 статей. Они почти повторяли «Инструкции Республики», опубликованные еще при Кромвеле, кроме двух статей (15-й и 16-й). В них говорилось о формировании кильватерной колонны на левом и правом галсах. Кэптенам кораблей запрещалось вести огонь, «пока они не выйдут на расстояние хорошего выстрела». Таким образом кильватерная колонна стала основным построением английских кораблей в бою.

В 1665 году Йоркский издает инструкцию «О наилучшем построении флота Его Величества». Там отмечалось: «всеми силами стремиться сформировать линию баталии», «никакой корабль флота Его Величества не должен преследовать какую либо незначительную группу кораблей до тех пор, пока основная часть вражеского флота не будет подавлена или приведена в бегство», «держать расстояние между мателотами в 100 ярдов». Каждый корабль получил четко определенное место в строю линии.
Двумя днями позже герцог Яков выпускает «Распоряжение капитанам брандеров, малых фрегатов и кэчей», где определялись порядок действий и размер вознаграждений экипажам и командирам брандеров.

Однако на море довольно часто случалось, что дела шли не так, как написано на бумаге. К примеру в сражении в день Св. Якова или в Четырехдневном сражении, когда часть кораблей просто не смогла удержаться в линии, создавая большие разрывы. Целые эскадры кораблей в этих сражениях прорезали в течения боя линию противника туда и обратно, и конечно при этом не могло идти речи о концентрации огня.
Перед сражением в день Святого Якова Руперт и Монк издали «Дополнительные боевые инструкции», где трактовали более свободный взгляд на атаку противника в линии баталии. Там приказывалось, что «противника надо держать с подветра», что «в случае, если флоты выстроились друг напротив друга, авангард нашего флота должен привести к ветру и задержаться до того времени, пока вся кордебаталия не подойдет на то же расстояние от авангарда противника». Изучая само сражение можно сказать, что инструкции остались лишь благими пожеланиями. Дело тут не в приказах, а в обученности экипажей и компетенции кэптенов. Пока не была введена круглогодичная система тренировок и учений, пока примерно четверть флота составляли зафрахтованные торговые суда – ни о каком порядке не могло быть и речи.
Тем не менее, инструкции времен второй англо-голландской войны явились важной вехой в развитии военно-морского искусства.

В голландском флоте происходили абсолютно такие же изменения. К сожалению де Рюйтер не составлял письменных приказов, предпочитая конференции и совещания с капитанами. Однако изучая построения голландского флота во второй войне, видно, что де Рюйтер вернулся к идее Тромпа о бое в кильватерной колонне и творчески развил эту идею, однако перед ним встала такая же проблема, как и перед англичанами – слабая обученность экипажей и капитанов, а так же большое число зафрахтованных судов.
И в Голландии и в Англии приходили к мысли, что военный флот должен быть совершенно самостоятельной организацией, и его костяк должен обучаться военному делу и в мирное время.

Инструкция герцога Йоркского как раз была выпущена между 2 и 3 АГВ. И – именно тогда появилось понятие линейного корабля.

Как ни странно – но почти все военные корабли 16 века годились для боя в линии, ибо – и это понятно – у всех них артиллерия была сосредоточена по бортам. Но не следует думать, что до возникновения линейной тактики не существовало сильных кораблей. Самый кричащий пример – «Соверин оф зе Сиз». Ship of line он стал только в 1667 году. До этого времени именовался просто – First rank ship – то есть корабль первого ранга. Всего лишь – самый сильный корабль своего времени, ценность которого – даже без возникновения линейной тактики – была очень велика. Та же утонувшая шведская «Васа» или французский «Коронн» - вполне себе линкоры, только не дожившие до линейной тактики.

Отсюда следует вывод, что для линейной тактики первичны были не корабли, а подготовка экипажей.
Тромп еще в Тридцатилетку обсуждал с английским адмиралом Пеннингтоном возможность сражения в линии. Но флоты тогда был большей частью зафрахтованными из купцов (количество королевских кораблей в Испании - 50, в Голландии - 40, в Англии - 30). То есть без РЕГУЛЯРНОГО (ПОДГОТОВЛЕННОГО, натасканного только на военные действия) флота не получится вести бой в кильватере.

Tags: navy
Subscribe

  • Несчастливый конвой

    В «Аугсбургской лиге» я уже рассказывал о Смирнском конвое. Тут будет взгляд немного с другой стороны. Хотя Лондон был на конец XVII века центром…

  • Греческая революция, финалочка.

    Напомню весь цикл. Часть 1. "Взгляд на греческую революцию из Петербурга". Часть 2. Внешние игроки на греческом поле. Часть 3.…

  • О сухопутном мышлении

    Вынесу ка я в корень. Тут Андрей Уланов озвучил мнение, которое берет корни с ВИФа начала 2000-х. Мол, проклятье флота России - это четыре…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments

  • Несчастливый конвой

    В «Аугсбургской лиге» я уже рассказывал о Смирнском конвое. Тут будет взгляд немного с другой стороны. Хотя Лондон был на конец XVII века центром…

  • Греческая революция, финалочка.

    Напомню весь цикл. Часть 1. "Взгляд на греческую революцию из Петербурга". Часть 2. Внешние игроки на греческом поле. Часть 3.…

  • О сухопутном мышлении

    Вынесу ка я в корень. Тут Андрей Уланов озвучил мнение, которое берет корни с ВИФа начала 2000-х. Мол, проклятье флота России - это четыре…