George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Category:

Годфри Герберт по прозвищу "Иона"

На море в человеке ценятся качества, которые часто от него не зависят. Например удачливость. Уж очень англичане не любят невезучих, особенно в Ройал Неви. Меж тем был в ПМВ подводник, который получил прозвище Иона. Согласитесь, что для экипажа это слишком.
Не особо интересно идти на лодку, когда знаешь что ее командир слишком часто тонет, или топит ПЛ.

Звали этого товарища Годфри Герберт.

В 1908 году он был старпомом на лодке А-4. Эта лодка затонула в Соленте во время первых экспериментов по подводной связи. Лодка должна была держаться под водой, чтобы лишь латунная вентиляционная труба диаметром 4 дюйма слегка выступала над поверхностью. Предполагалось, что эсминец будет ходить рядом с А-4, постепенно увеличивая дистанцию, и периодически бить рынду. Пока командир А-4 лейтенант Мартин Нэсмит слышит звуки колокола через мегафон, приставленный к корпусу лодки, он будет махать красным флагом, прицепленным к багру, просунутому через вентиляционную трубу. Дурацкий эксперимент так и не был поставлен. Поднятая проходящим пароходом волна захлестнула трубу, и вода хлынула внутрь лодки, немедленно нарушив дифферентовку. Лодка с дифферентом 40 градусов на нос стремительно пошла вниз и ударилась о дно на глубине 90 футов. Морская вода залила аккумуляторные батареи, которые выбросили густое облако смертоносного хлора. Пока остальные моряки отчаянно пытались фуражками и свитерами заткнуть злосчастный вентилятор, Герберт в полной темноте сумел продуть балластные цистерны. Через 3,5 минуты А-4 вылетела на поверхность, и кашляющий экипаж поспешно выскочил на палубу, чтобы хоть немного отдышаться.

В другой раз, в ноябре 1914 года, Герберт едва спасся, когда лодка D-5 под его командованием возле Гарвича налетела на мину. За несколько минут до этого старший помощник вызвал Герберта на мостик. Дрифтер подобрал Герберта и еще 4 членов экипажа после того, как им почти полчаса пришлось проплавать в холодной воде. 19 человек, в том числе старший помощник, погибли.

Через месяц Герберт вышел в море в качестве связного офицера на плохо сконструированной французской подводной лодке «Аршимед», имевшей паровую поршневую (!) машину. В Гельголандской бухте волны через трубу залили топки, и лодка еле сумела доползти обратно до Гарвича.

Потом Герберта назначили командовать судном-ловушкой Баралонг. 12 августа «Баралонг» находился примерно в 100 милях к югу от Куинстауна. Он был замаскирован под американ­ское судно, на бортах красовались огромные американ­ские флаги. Около 15.00 «Баралонг» заметил странно ма­неврирующий пароход. Это был «Никозиэн», который вез мулов для британской армии. Вскоре от него было получе­но сообщение, что его преследует подводная лодка, а по­том — что пароход захвачен немцами. «Баралонг» повер­нул туда. К этому времени команда «Никозиэна» находи­лась в шлюпках, а лодка U-27 принялась расстреливать транспорт. Она была вооружена 2 — 88-мм орудиями.

Германская лодка пошла навстречу «Баралонгу», ко­торый немного уклонился в сторону, как бы намерева­ясь подобрать шлюпки с «Никозиэна». Пока германская лодка была скрыта корпусом этого парохода, на «Баралонге» подняли военный флаг и опустили щиты, укры­вающие орудия. Поэтому когда U-27 появилась из-под носа «Никозиэна», ее ждал горячий прием. Англичане сразу открыли беглый огонь. Так как дистанция не пре­вышала 600 ярдов, лодка сразу получила множество по­паданий и быстро затонула. Вместе с лодкой погиб ее командир, один из лучших германских подводников ка­питан-лейтенант Вегенер.

Но на этом инцидент не был исчерпан. Англичане за­метили, что около десятка немцев по талям и штормтра­пу пытаются вскарабкаться на борт «Никозиэна». Коман­дир «Баралонга» лейтенант Годфри Герберт заподозрил, что они могут попытаться затопить пароход. Справедли­вы были опасения или нет — не известно. Однако он приказал морским пехотинцам открыть огонь из винто­вок. И все-таки 4 немца успели спрятать в трюме судна. Капитан «Никозиэн» сообщил, что в штурманской руб­ке судна имеются винтовки и патроны. Тогда Герберт подошел к борту «Никозиэна» и высадил абордажную партию. Морским пехотинцам было приказано отбить судно любой ценой. Немцы были обнаружены в машин­ном отделении, и морские пехотинцы их просто перестреляли, так как полагали, что именно эта лодка унич­тожила «Арабик». После этого команда «Никозиэна» вер­нулась на свое судно и привела его в Бристоль, несмотря на пробоины.

В конце 1915 года Герберт снова вернулся на подводные лодки и стал командиром Е-22, но 25 апреля 1916 года немецкая лодка торпедировала и потопила ее в Северном море.

Потом его назначили на К-13, знаменитый английский тип К. Расчудесные лодки типа К создавались как некий симбиоз эсминца (надводная скорость 23 узла, и установленные турбины со складывающимися трубами) и ПЛ. В результате получился плохой ЭМ и отвратительная ПЛ. 29 января 1917 года в 15.00 К-13, вышедшая на испытания, затонула. 23 офицера и 31 матрос оказались запертыми на лодке, на глубине 100 футов. Спасти подвоников удалось только 31 января, погиб 31 моряк. Причиной аварии оказались незакрытые заслонки печи.

После этого случая Герберт больше решил не испытывать судьбу и ушел на надводные корабли - стал командиром флотилии противолодочных траулеров.

Tags: ПМВ, Ройал Неви, подводные лодки, политик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments