George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Categories:

Заметки на полях

Помню, я ругался на всеобъемлющее английское слово galley, которое переводится как "что-то с веслами". То есть это может быть и галера, и гребной бриг, и гребной фрегат, и все что угодно, что может передвигаться на веслах или на парусах и веслах.
Так вот с русской классификацией до Петра происходит такая же фигня.
В русской традиции "ладья" ("лодья") - это синоним обычного слова "корабль". "Приплыли немцы на лодьях" - это не значит, что они приплыли на дроммонах/драккарах/снеках/коггах и т.д., это значит просто приплыли "на чем-то".
Но в то же самое время "лодья" обозначала и тип корабля. Это
1) Лодья простая - то есть суденышко, сделанное из одного дерева. Делалась примерно так: "Из ствола осины сначала делали так называемую "трубу", которую наполняли водой и ставили над костром. Распаренная древесина делалась более податливой, трубу распирали "опругами" - шпангоутами, при усыхании она несколько сжималась, намертво закрепляя шпангоуты на нужных местах. Иногда такую "трубу" не выдалбливали из ствола осины, а забивали в растущее дерево клинья, год от года расширяя образовавшееся пространство, и затем уже срубали дерево. На это уходило пять-семь лет."
Понятно, что такая лодья имела малую вместимость, поэтому следующим типом стала
2) лодья набойная (наборная). "на готовую трубу, описанную выше, нашивали дощатые борта - "нашвы", скреплявшиеся "вицей" (лыком) с "трубой". Эти однодеревки, или, как их называли, "осиновки", "белозерки", напоминают о древнерусских насадах, "набойных ладьях", известных по летописи, "Русской правде", и маленькой шахматной костяной ладье, борт которой прорезан швом между "трубой" и "нашвой"."
И далее - пам-па-баб-бам!
3) Лодья заморская - это не та, которая может за море ходить, это "построенная за морем", то есть это вообще может быть все, что угодно!

В пределах производства русских лодей в Новгороде они делились на
1) Насад. В принципе та же самая наборная лодья, но имеющая несплошную палубу.
2) Струг. Либо простая лодья, либо набойная, но с невысоким бортом. В общем корабль типа "река-море", но по морю может только каботажить.
3) Челн. Мелкая весельная лодка.
4) Ушкуй. Нечто среднее между стругом и челном.
5) Учан. Грузовая лодка, использовалась на Волхове и Ладоге для перегрузки товара с иностранных судов.
6) Буссы, шнеки, лойвы, галеи - это все "лодьи заморские".
И да, исходя из вышесказанного, слабо верится, чтобы плоскодонная однодеревка с набойками могла быть вместимостью в 200 тонн. Вроде как секвойя на Русской равнине не растет. Думаю, тоннаж новгородских кораблей, плавающих по Балтике был не более 50 тонн, а скорее вообще раза в 2 меньше. Сравним даже с ранним коггом, который в среднем имел водоизмещение 200 тонн. То есть один когг нес товаров или людей в 4 раза больше, чем новгородская лодья отечественного производства.
Думаю теперь понятно, почему новгородские дворы в Германии к 15 веку исчезли, а немецкий двор в Новгороде просуществовал до падения Новгородской республики. Грубо говоря - Ганза смогла в технологии, а Новгород - нет. Вот почему - это вопрос отдельный.

Tags: Балтика, Ганза, снабжение, теория
Subscribe

  • Просто так

    Как многие знают - легенда гласит, что картофель в Англии и Ирландии появился с помощью незабвенного Уолтера Рейли, который привез его из своего…

  • Послушал тут новые "Байки Карибского моря"

    Узнал много нового))) Оказывается, стандартный экипаж фрегата XVII-XVIII веков - это 130 человек) Оказывается, борта у "Черной Жемчужины"…

  • До Колумба

    Надо сказать, что попытки «бега на запад» в поисках новых земель были и до Христофора Колумба. Мы сейчас не будем разбирать авантюру…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 65 comments

  • Просто так

    Как многие знают - легенда гласит, что картофель в Англии и Ирландии появился с помощью незабвенного Уолтера Рейли, который привез его из своего…

  • Послушал тут новые "Байки Карибского моря"

    Узнал много нового))) Оказывается, стандартный экипаж фрегата XVII-XVIII веков - это 130 человек) Оказывается, борта у "Черной Жемчужины"…

  • До Колумба

    Надо сказать, что попытки «бега на запад» в поисках новых земель были и до Христофора Колумба. Мы сейчас не будем разбирать авантюру…