George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Categories:

Английский и французский флоты перед Крымской

Читавшие в этом ЖЖ множество постов о Крымской войне наверняка задают резонный вопрос - а как так получилось, что Роял Неви выступил очень блекло? Особенно эта блеклость видна на фоне Наполеоновских войн, где флот действовал вообще выше всяких похвал.
Проблема была комплексной. Вообще флоту после 1815 года не повезло еще больше, чем английской армии. По факту постоянную службу во флоте несли только корабли и офицеры. Для представителей нижних палуб никакой постоянной службы не было (она была введена только перед Крымской). Сразу после Наполеоники началось масштабное сокращение состава, более 120 000 матросов были комиссованы на берег и их опят для флота остался невостребованным. Хотя пресс-банды официально никогда не отменялись, было признано, что они теперь избыточны, и в случае чрезвычайной ситуации хватало добровольцев, которые вознаграждались хорошими денежными премиями и пособиями.
Большая часть кораблей после 1815 года была поставлена на хранение, на прикол, большое количество офицеров перевели на половинную плату, и они не получали никакого практического опыта, повышений за следующие 26 лет практически не было. В 1841 году было 200 кэптенов и 1450 лейтенантов, которые вообще не продвигались по службе в течение 26 лет. Портовый адмирал Нора на 1841 год был в возрасте 74 лет. Портовые адмиралы Портсмута и Дэвонпорта - в возрасте 79 лет.
Контрольный комитет Высокой Службы (Senior Service, по сути это департамент активного флота, еще со времен Тюдоров флот делился на Высокий, то есть всегда боеготовый, и "стоячий" (standing) - то есть находящийся в запасе) был руководим дряхлыми стариками, которые не имели нормальных технических знаний, были порождением устаревшей системы, и как следствие - они создали серьезные проблемы для развития флота в момент начала первой паровой революции.
Собственно, что происходило? Пока пар широко входил в промышленность и коммерческий флот, паровые корабли использовались как посыльные и пассажирские суда, флотом пар был просто проигнорирован. За одним исключением. В 1822 году в состав флота вошли колесные пароходы, но руководством ВМФ они просто высмеивались, и использовались как буксиры, либо как авизо. От винтовых кораблей отказались, так как считали тх ненадежными при штормовой погоде. Создание бронированных кораблей, к которым вплотную подошли в 1818-м, было отброшено полностью, более того - железные корабли руководство флота посчитало... более уязвимыми, чем деревянные. Позже пришлось резко броситься в этом аспекте в погоню за французами, которые опыты по бронированию не отбросили, а упорядочили и вырвались в лидеры.
Французы, хотя и не могли сравниться с британцами по количеству кораблей, оказались дареко впереди в технике и технологии. Первый колесный военный пароход Курьер - 1820 год. Далее колесный, частично бронированный Сфинкс - 1828 год. Пять однотипных Сфинксу кораблей - 1829-й. Проблемы начались в 1830-м, когда из 5 посланных с алжирской экспедицией пароходов до Алжира дошел только один - четыре сломались по пути. Для французов стало понятно, что надо искать какое-то другое решение, и уже в 1841 году благодаря исследованиям Фредерика Саважа и Августа Нормана идея колесного парохода была отринута, а на щит поняли идею винтового парохода. В 1842 году было постановлено, что будущий французский флот по штату будет иметь 70 пароходов, в их числе - 20 фрегатов и 20 корветов. Пароходы, на данный момент являющиеся колесными, переделают в винтовые. И уже в 1844 году в Англию с визитом, поставившим на уши все Адмиралтейство, прибыл французский винтовой фрегат Гомер, что чуть не привело к войне между Францией и Англией.
Главной кузницей французского парового флота в 1840-е был Тулон, хотя паровые машины для кораблей производились так же в нанте и Невере (Нормандия). Французы не остановились на винтовых фрегатах и корветах, и в 1852 году на воду был спущен первый в мире винтовой линкор - Наполеон, который давал максимальную скорость в 14 узлов. Еще во время Крымской войны начал строиться винтовой бронированный линкор - Глуар, который спустили на воду в 1859-м. При этом на нем (по результатам Крымской) заменили положенные по штату 96 гладкоствольных орудий на 34 нарезных, заряжаемых с казенной части.

Tags: Крымская война, Ройал Неви, французский флот
Subscribe

  • Послушал тут новые "Байки Карибского моря"

    Узнал много нового))) Оказывается, стандартный экипаж фрегата XVII-XVIII веков - это 130 человек) Оказывается, борта у "Черной Жемчужины"…

  • До Колумба

    Надо сказать, что попытки «бега на запад» в поисках новых земель были и до Христофора Колумба. Мы сейчас не будем разбирать авантюру…

  • Про попилы в странах "загнивающей демократии"

    Народ, я вообще с недоумением воспринимаю последнее время все эти выкрики из зала, что любые планы или аналитические разборы в Пентагоне или ЦРУ -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments

  • Послушал тут новые "Байки Карибского моря"

    Узнал много нового))) Оказывается, стандартный экипаж фрегата XVII-XVIII веков - это 130 человек) Оказывается, борта у "Черной Жемчужины"…

  • До Колумба

    Надо сказать, что попытки «бега на запад» в поисках новых земель были и до Христофора Колумба. Мы сейчас не будем разбирать авантюру…

  • Про попилы в странах "загнивающей демократии"

    Народ, я вообще с недоумением воспринимаю последнее время все эти выкрики из зала, что любые планы или аналитические разборы в Пентагоне или ЦРУ -…