Если в период с 1848 по 1858 г.г. оборот внешней торговли Пруссии составлял 1 220 миллионов марок, то в период с 1858 по 1868 г.г. оборот внешней торговли составил 7720 миллионов марок, а доля прибыли от торговли с Россией возросла с 12 до 40 %. К примеру, товарооборот Пруссии в 1848 году был равен 600 миллионов марок, а в 1861 году такую сумму составлял товарооборот от торговли с одной Россией. Именно в это время обеим державам были необходимы надежные экономические двухсторонние связи, так как полагаться на Англию как на торгового партнера не хотелось ни Петербургу, ни Берлину. Обе державы поняли, что Британия на данный момент хочет именно закабалить экономически весь мир, и договор с ней никогда не будет равноправным.
Кроме того, Пруссия виделась верным союзником против Австрии, ибо Россия не забыла об унижении Крымской войны и о поведении Вены. Желание отомстить было очень сильным. Российская элита, совершенно не проанализировав ситуацию, пришла к парадоксальным выводам:
- Австрия – «больной человек Европы», жить ей осталось недолго, и она находится на грани распада. Очень странный посыл, если посмотреть на историю Австрии, и на управленческий гений немцев.
- Россия морально и экономически обновилась и стала мессией свободного мира, страна несет в Европу прогресс и стабильность.
А вот фрейлина Тютчева пишет в ноябре 1856 года: «Какое презренное государство эта Австрия! Да окажет мне Бог милость и не даст мне умереть раньше, чем увижу ее расчлененной. Я прибавлю эту молитву к моим ежедневным молитвам».
Не избежал ненависти к Австрии как к «тюрьме народов», даже Герцен: «Австрия - сплошная полицейская мера, сводная администрация; она ни к чему живому не примыкается; это - величайший исторический призрак. Тут все ложь. Римская империя - в Германии. Немецкая империя, состоящая преимущественно из славян, итальянцев, мадьяр. Связь нескольких народностей, основанная на перекрестном отвращении друг от друга. Империя Австрийская не имеет никакой будущности: когда ее отменят, тогда только люди удивятся, как могла существовать такая нелепость, сшитая из лоскутков конгрессами и упроченная дипломатическими соображениями».
Наверное, только один Муравьев-Амурский да граф Игнатьев сохранили голову среди вот этого всеобщего помешательства. Они говорили и писали разумные вещи. Например, вот граф Игнатьев: «У нас коварство и неблагодарность Австрии в настоящую войну оказались общим ходячим мнением, но разговоры о благодарности или неблагодарности в политических областях, показывает только их непонимание». Далее он продолжал, что государство, это Россия - это не частное лицо, и что в политических делах нету ни прямодушия, ни обмана, все стороны одинаково своекорыстны.
Муравьев в письме Горчакову отмечал, что если одно государство помогает другому, то делает оно это не из благодушия, а имея свои собственные интересы. Например, Венгерский поход проводился из-за опасений нового Польского восстания и боязни распространения революций, а не для того, чтобы помочь Францу-Иосифу сохранить корону. То есть Россия вполне имела свои собственные интересы, помогая Австрии укротить восставшую Венгрию.
И сейчас стоит… разыграть австрийскую карту и помириться с Австрией, дабы потом использовать ее в своих целях. Но эти мудрые слова остались гласом вопиющих в пустыне. И общество, и МИД считали, что программа на будущее включает обязательное публичное унижение Австрии, а еще лучше – ее разгром и раздел. Что придет ей на смену – не задумывались.
Считалось, что поскольку большинство населения Австрии – славяне, то после развала империи все они с благодарностью падут в ноги русскому царю, и либо присоединятся к России, либо создадут дружественные Петербургу государства. Примеры Греции, Дунайских Княжеств, Сербии, Черногории, Польши видимо русскую правящую элиту ничему не научил. Хотя надо было четко сказать – покуда идея славянского братства использовалась к выгоде самой России от Петра I до Екатерины Великой – это была очень здравая концепция давления на Турцию. После того, как идея абстрактного братства славян стала ставиться выше интересов русского государства – она стала опасной для всей России в целом.
