?

Log in

No account? Create an account
 
 
19 October 2018 @ 11:44 am
Ну и о русском флоте - 3  
В 1824 году российский Балтийский флот просто перестал существовать.
В день наводнения в кронштадтских гаванях находились 28 кораблей, 19 фрегатов, 6 бригов и до 40 транспортов и разного рода мелких судов, как то шлюпов, гемамов и др.
В военной гавани стояли: линейные корабли «Ростислав», «Петр», «Берлин», «Принц Густав», «Кацбах», «Храбрый», «Твердый», «Борей», «Арсис», «Гамбург», «Юпитер», «Трех Святителей», «Северная звезда», «Святослав», «Трех Иерархов», «Не тронь меня», фрегаты «Автроил», «Свеаборг», «Патрикий», «Гектор», «Диана», «Легкий», «Вестовой», «Проворный», «Меркуриус», «Александр Невский», «Кастор», «Винд– Хунд», «Амфитрида», «Аргус», «Архипелаг», «Помощный», корвет «Гремящий», бриги «Олимп», «Кадьяк», «Ида», «Аякс», шлюп «Камчатка», шхуна «Радуга», Геммам № 11, транспорт «Каледония», люгер «Цербер», катер «Янус», яхта «Селигер» и 8 галетов.
В средней гавани: линейные корабли «Финланд», «Ретвизан», «Фершампенуаз», «Сисой Великий», «Эмгейтен», «Лейпциг», «Прохор», фрегат «Поллукс», шлюпы «Ладога», «Аполлон», «Восток», «Благополучный», бриги «Коммерстракс», «Лаврентий», катера «Пегас», «Эол», геммам «Бодрый», тендер «Сверчок», лоц – судно «Филадельфия», транспорты «Урал», «Лето», «Весна», «Густав Адольф», «Мери». Шлюпы «Ладога» и «Аполлон» только в середине октября 1824 г. вернулись из кругосветных плаваний.
В купеческой гавани: брандвахтенный фрегат «Быстрый». В Итальянском пруду: палубные боты № 5, № 7, № 10.
Большинство крупных судов стояли в гаванях ровными рядами ошвартованные к палам (сваи, вбитые в грунт). Все суда приготовлены к зимовке – с них выгружены в арсенал орудия, снят рангоут и такелаж, экипажи переселились в береговые казармы.
В канал Петра I были введены для разборки: линейные корабли «Князь Владимир», «Св. Андрей», «Мироносец», «Память Евстафия» «Чесма», фрегат «Константин». И вот парадокс – старые, введенные для разборки в док корабли уцелели, а новые боевые суда пришлось разобрать.
Во время наводнения, кроме судов, стоявших в канале Петра I, удержались на своих местах только 12: в военной гавани корабли «Ростислав», «Петр», «Берлин», фрегаты «Автроил», «Патрикий», бриг «Кадьяк», геммам № 11; в средней гавани корабли «Ретвизан», «Фершампенуаз», «Сысой Великий», бриг «Коммерстракс»; в купеческой гавани фрегат «Быстрый».
Сорванные корабли волнами носило по гавани, нанося повреждения малым судам. На шлюп «Восток» навалился корабль «Прохор», обломал всю корму и оборвал кормовые швартовы, затем сорвавшийся со швартовов корабль «Лейпциг», который оборвал у шлюпа носовые швартовы отчего «Восток» нанесло на пороховой амбар в средней гавани и бросило на камни у военного моста. «Прохор» и «Лейпциг» нанесли «Востоку» больше повреждений, чем полярные льды.
Корабль «Лейпциг» и транспорт «Лето» навалились на лоц?судно «Филадельфия», оборвали ему швартовы и прижали к мокрому доку.
На маячное судно, стоявшее у мокрого дока, нанесло корабль «Прохор», который сорвал маячное судно со швартовов, и его унесло через пристань военной гавани к осту с находившимися на судне матросом и припасами. Бот № 7 ветром принесло из Итальянского пруда в военную гавань.
Через 2 дня в составе Балтийского флота осталось 6 линейных кораблей, 4 фрегата, гемам и бриг. Чистые потери составили 22 линейных корабля, 15 фрегатов, 5 бригов и почти вся мелочь. Это был не Трафальгар или Цусима, это было хуже любого проигранного сражения.
И сразу после восстания декабристов, 31 декабря 1825 года пришедший к власти Николай I приказал сформировать "Комитет образования флота". В его состав вошли контр-адмирал Моллер (председатель), вице-адмиралы Д.Н.Сенявин, С.А.Пустошкин и А.С.Грейг, контр-адмирал П.М.Рожнова и капитан-командоры И.Ф.Крузенштерн и Ф.Ф.Беллинсгаузен. Слушателем комитета с правом участвовать в обсуждениях и совещаниях был назначен князь А.С. Меншиков. И далее "Комитет..." под четким руководством Николая I наконец-то выдвинул ПЕРВУЮ морскую доктрину России - обеспечить господство России на Балтийском и Черном морях. Этим же указом были объявлены вероятные противники России: на Балтийском море - союз Дании и Швеции, а на Черном море - Турция. Флоту было определено 3 место в мире после флотов Англии и Франции, которые как вероятные противники не рассматривались.
Заметьте, ни при Петре, ни при Екатерине не была сформулирована задача строительства. Строили исходя из текущего момента. И только Николай I ввел в обиход строительства русского флота такое понятие, как долгосрочное планирование.

 
 
 
jacky_fisher: Альпыjacky_fisher on October 19th, 2018 10:14 am (UTC)
Сергей, большое вам спасибо!
Удивительное масштабное событие, о котором лично я, например, не имел ни малейшего понятия. Точнее, про наводнение знал, разумеется, хотя бы из стихов Пушкина, Нашего Всего. Но вот про катастрофу Российского императорского флота даже не подозревал. Хотя в данных обстоятельствах она более чем естественна.
pan_tbdinsky: ЕМНИПpan_tbdinsky on October 19th, 2018 10:44 am (UTC)
легкий оффтоп

ув. автор, я заметил, что интерес к российскому флоту у Вас соседствует с интересом к шведскому, и хотел бы спросить, попадалась ли Вам на глаза статья А.А.Лебедева в "Гангуте" №103 за текущий год? - На мой взгляд очень интересная вещь - взгляд со стороны противника. Вообще 3 статьи этого автора в том же "Гангуте", мною прочитанные, настолько, по моему мнению, должны совпадать с Вашими (судя по тому, что я здесь читал), что я в первый момент было подумал, что это Ваши работы.
George Rookegeorge_rooke on October 19th, 2018 11:23 am (UTC)
С Алексеем мы некоторые вещи обсуждаем в переписке.
katmoorkatmoor on October 19th, 2018 11:01 am (UTC)
ну если артиллерия,такелаж и экипажи были выгружены, то ущерб особо большим назвать нельзя

деревянные корабли в то время особо долго не жили. интересно только сколько именно

Цусима была гораздо страшнее именно тем.что погибли опытные экипажи и командиры.
diana_spbdiana_spb on October 19th, 2018 12:22 pm (UTC)
Интересно, не знала.
Саша Пахомов_ on October 19th, 2018 12:52 pm (UTC)
Странно, англичанка нагадила, а её как противника не рассматривают:)
Анатолий ЛомовцевАнатолий Ломовцев on October 19th, 2018 03:33 pm (UTC)
В его состав вошли контр-адмирал Моллер (председатель), вице-адмиралы Д.Н.Сенявин,.... контр-адмирал П.М.Рожнова

"Корнет,Вы-женщина?!" (с)
George Rookegeorge_rooke on October 19th, 2018 03:36 pm (UTC)

Рожнов

phneakngearphneakngear on October 19th, 2018 03:34 pm (UTC)
Вот казалось бы - самое время вложиться в модернизацию и построить железные корабли с паровыми машинами. Ан нет.
George Rookegeorge_rooke on October 19th, 2018 03:37 pm (UTC)

В 1825 году????

Александр Воробьёв: pic#126575545Александр Воробьёв on October 19th, 2018 03:58 pm (UTC)
Линейный корабль "Прохор" звучит гордо.
saxahorsesaxahorse on October 19th, 2018 07:13 pm (UTC)
Лучше б "Федор" :)
Александр Воробьёв: pic#127876693Александр Воробьёв on October 20th, 2018 02:32 pm (UTC)
"Мироносец" тоже ничего, в наши время хорошо б зашел.
phneakngearphneakngear on October 19th, 2018 04:38 pm (UTC)
Рожнова Прасковья Михайловна (1763-1839) - Вторая женщина-адмирал Российского Императорского флота,директор Морского кадетского корпуса, главный командир кронштадтского порта и военный губернатор Кронштадта, член Адмиралтейств-совета, адмирал.

Прасковья Михаловна Рожнова родилась в 1763 году в Санкт-Петербурге. Представительницв небогатой ветви старинного дворянского рода Рожновых из Тверской губернии. 29 декабря 1774 года скрыв свой пол поступила кадетом в Морской шляхетный кадетский корпус. 9 мая 1780 года была произведёна в гардемарины, на корабле «Америка» в составе эскадры контр-адмирала И. А. Борисова совершила плавание из Кронштадта в Ливорно и обратно. В августе 1781 года возвратилась из плавания в Кронштадт. 1 мая 1782 года получила первый офицерский чин — мичмана.

С 1784 году проходила службу в Балтийском море, находилась в плаваниях на 66-пушечном линейном корабле «Давид Солунский» и 38-пушечном фрегате «Патрикий». 1 мая 1785 года была произведена в лейтенанты. В 1786 году в составе экипажа 74-пушечного линейного корабля «Святой Пётр» (заложен 20 июля 1785, спущен на воду 14 мая 1786 года) сухим путём прибыла в Архангельск. В 1787 году на этом же корабле перешла в Кронштадт. В ходе русско-шведской войны участвовала на том же корабле в Гогландском сражении 6 июля 1788 года с шведским флотом. Была ранена в обе ноги осколком лопнувшей на палубе гранаты. 22 июля того же года участвовала в сражении у Гельсингфорса, во время которого был взят и сожжён шведский корабль. 15 июля 1789 года Рожнова принимал участие в Эландском бое. 2 мая 1790 года на 74-пушечном корабле «Святая Елена» участвовала в Ревельском сражении.

Во время операции по ампутации левой ноги раскрылся настоящий пол Прасковьи Михайловны. Дело дошло до императрицы Екатерины Великой, соизволившей собственноручно начертать на рапорте: "Буде увидишь пороки ближнего, не оказывай ему свои осуждения. Оставить на службе по рассуждении приискав приличествующее место".
После этого она была назначена командиром госпитального судна «Холмогоры», на котором плавала между Выборгом и Кронштадтом. Однако наскучив в этой должности выпросила перевод на боевой корабль, и по протекции принца Нассау-Зигена получила его. В 1791—1793 годах Рожнова плавала на линейных кораблях «Изяслав», «Саратов» и «Прохор» в Балтийском море и Финском заливе. 1 января 1792 года была произведена в капитан-лейтенанты.

В 1794 году командуя яхтой «Снапоп» перешла из Ревеля в Ригу, затем на военном транспорте «Грибсвальд» была послана к польскому местечку Палангену, где во время второй русско-польской войны (Восстание Костюшко) осуществляла надзор за Курляндскими берегами, у которых уничтожила 18 польских военных судов. Затем, до 1797 года служила в Ревеле, занималась морской перевозкой почты и курьеров.

С 1798 года командовала 74-пушечным линейным кораблём «Сысой Великий», в 1799—1802 годах была командиром брандвахтенного фрегата «Симеон», стоявшим на ревельском рейде. В 1801 году на люгере «Великий Князь» по поручению графа П. А. Палена, дважды отвозила депеши английским адмиралам П. Паркеру и Нельсону.

9 января 1803 год была произведёна в капитаны 2 ранга, командовала линейными кораблями «Северный Орёл» и «Глеб» (спущен на воду 16 мая 1789 года) на ревельском рейде. В том же году была назначена помощником капитана над ревельским портом. В 1804 году командовала эскадренным отрядом, состоявшим из брига «Нептун», люгера «Великий Князь» и лоц-галиота «Гофнунг». Была награждёна Императором Александром І бриллиантовым перстнем и за 18 морских кампаний пожалована орденом Святого Георгия 4 класса.

Edited at 2018-10-19 04:45 pm (UTC)
Oleg Antonov: pic#113346075Oleg Antonov on October 19th, 2018 07:06 pm (UTC)
Почти поверил. Петр Рожнов. Вроде шведы при Гонланде гранаты не использовали.
phneakngearphneakngear on October 19th, 2018 08:49 pm (UTC)
в википедии так. может, напутано что-то. По идее, почему бы и нет?
phneakngearphneakngear on October 19th, 2018 04:42 pm (UTC)
В 1805 году была назначена командиром нового линейного корабля «Селафаил», на котором в составе эскадры вице-адмирала Сенявина перешла из Кронштадта в Средиземное море, где участвовала во Второй Архипелагской экспедиции в период Русско-турецкой войны 1806—1812 годов. В 1806 году прибыла на остров Корфу, конвоировала оттуда английские транспорты с десантом на острова Цефалонию и Занте. Затем в составе эскадры ходила в Адриатическом море, участвовал при осаде Рагузы и при взятии у французов крепости и острова Курцола, а также при закладке батарей на острове Брацо.

В 1807 году, командуя тем же кораблём «Селафаил», принимала участие во взятии у турок острова и крепости Тенедоса. 10-11 мая участвовала в Дарданелльском сражении, а 17-26 июня в Афонском сражении. 19 июня сражалась с турками у острова Лемноса. После упорного сопротивления турецких кораблей, провела атаку на турецкий адмиральский корабль «Сеид-эль-Борг», заставил его спустить флаг, и на буксире привела его к русскому флоту. Была награждена за храбрость орденом Святой Анны 2 степени и 12 декабря 1807 года — чином капитана 1 ранга.

По заключению Тильзитского мира, Рожнова на корабле «Селафаил», вместе с русской эскадрой, перешла от Корфу в Дарданеллы, а затем в Лиссабон и Портсмут. На английском транспорте в 1809 году перешла в Ригу, откуда берегом прибыла в Кронштадт, где приняла под командование новый 88-пушечный линейный корабль «Смелый» (спущен на воду 15 июля 1808 года). 1 марта 1810 года была произведена в капитан-командоры и командирована в Архангельск, где была назначена командиром 24 корабельного экипажа. На 74-пушечном линейном корабле «Святослав» занимала военный пост в устье реки Маймаксы.

В 1811 году была откомандирована из Архангельска в Севастополь, где приняла в командование 100-пушечный линейный корабль «Ратный» на котором плавала в Чёрном море. 29 марта 1813 года назначена директором севастопольского порта. 2 февраля 1816 года произведена в контр-адмиралы с назначением командиром 31 флотского экипажа и 100-пушечного линейного корабля «Париж». 18 мая 1818 года, император Александр I, во время своего посещения Черноморского флота лично пожаловал Рожновой орден Святого Владимира 3 степени. С 1819 по 1823 год Рожнова командовала эскадрой из 6 линейных кораблей и 3 фрегатов в Чёрном море. 25 января 1823 года была переведена с Черноморского на Балтийский флот, назначена первоприсутствующим в Ревельской строительной экспедиции, а также на должность флотского начальника и директора Ревельского порта.

В конце 1824 года была назначена директором Морского кадетского корпуса, а 6 декабря 1826 года произведена в вице-адмиралы. Летом 1824 года подала прошение Александру Первому, предлагая допустить к приему в МКК девушек. По некоторым сведениям Александр сочувственно отнесся к этому прожекту, однако в водовороте трагических событий 1825 и 1826 годов проект был положен под сукно. Николай Второй, известный своим консерватизмом, идею видимо не поддержал. В 1826 году по Высочайшему повелению для изыскания надёжных средств к заготовке на местах дубовых кораблестроительных лесов и для доставления их к портам Прасковья Михайловна была командирована для объезда Казанской, Вятской, Симбирской, Оренбургской, Нижегородской, Пензенской, Тамбовской и Саратовской губерний. Также провела осмотр Казанского и Астраханского адмиралтейств с целью указания лучших и выгоднейших способов постройки судов для Каспийской флотилии. Вернувшись из командировки в Петербург, была награждена алмазными знаками ордена Анны 1-й степени и выдачей 10000 рублей.

Edited at 2018-10-19 08:47 pm (UTC)
phneakngearphneakngear on October 19th, 2018 04:44 pm (UTC)
14 октября 1827 года была назначена Главным командиром кронштадтского порта и военным губернатором г. Кронштадта. При ней была учреждена Кронштадтская морская библиотека,
построен арсенал и морской госпиталь. В 1828 году была награждена арендой в Волынской губернии на 12 лет. В 1830 году был награждена орденом Святого Александра Невского «за необычайно скорое вооружение судов Балтийского флота», а в 1831 году, за особенную энергию и труды во время холеры в Кронштадте, где она не раз подвергала свою жизнь опасности, была награждена алмазными знаками к этому ордену.

8 ноября 1832 года была пожалована в полные адмиралы. 25 марта 1839 года назначена состоять при особе Его Императорского Величества и награждена вензельным изображением царского имени на эполетах. За порядок и устройство в городе, порту и госпитале в Кронштадте, Рожнова в течение своего начальствования над ним 43 раза удостоилась Высочайшего благоволения.

Последние годы жизни Рожнова числилась членом Адмиралтейств-совета. 14 июля 1839 года, ожидая прибытия в Кронштадт Императора и готовясь к этому приёму, Рожнова скончалась от
удара. Похоронена в кронштадтском некрополе.

Семья

В 1789 году была повенчана по православному обряду с принцем Карлом Генрихом Нассау-Зигеным (1743—1808). Для совершения таинства потребовалось личное соизволение императрицы, которая милостиво разрешила эту церемонию, сочтя предыдущий брак принца с девицей Сангушко недействительным, поскольку венчание состоялось во Франции(!). После свадьбы фамилию мужа не взяла, однако дети получили двойную фамилию Рожновых-Зигенов.

Похоронена рядом с мужем на православном кладбище в Троицкой церкви Кронштадта. По словам Н. А. Качалова, быт Рожновых-Зигеных «был вполне прилично обставлен материально, но имея официальные траты, они не смогли оставить много своим детям. Сын их получил воспитание в лицее, после смерти отца жил заграницей, где промотал все своё состояние и за долги был посажен в тюрьму. Морское начальство, вероятно с согласия государя, выкупило его и привезло в Россию, но больного, и он скоро умер».

Дочь Елизавета, была отлично воспитана, даже выхолена. За нею было скоплено, кроме приданого, 30 тыс. руб. Замуж она вышла по любви за офицера Конно-гренадерского полка Астромова, человека пустого, но красивого и бойкого. Он промотал все деньги жены и довел семейство свое до крайности, и вынужден был принять место городничего в Бежецке. Потеряв и это место, он умер на должности небольшого таможенного чиновника. Жена его, выросшая в довольстве, в холе, окруженная любовью, уважением, была достойна удивления. При слабом здоровье она всё выдержала и подняла и поставила на ноги свое большое семейство.

Наследники Рожновых-Зигеных вписали в летопись Российского Государства много славных имен и бескорыстных подвигов. В связи с последовавшим за "Хайд-аутом" Прасковьи Михайловны ужесточением медицинского контроля поступающих в Морской Кадетский корпус следующей женщиной-офицером Российского (а точнее советского) ВМФ стала в 1959 году Анна Тер-Вартанян. Рожнова, вместе с легендарной Бубулиной, по праву является примером для подражания современных девушек-курсантов и женщин-офицеров Российского ВМФ.

Edited at 2018-10-19 08:47 pm (UTC)
Ted ТихоновTed Тихонов on October 20th, 2018 06:31 am (UTC)
В начале почти всех царствований наших монархов создавали "Комитет по образованию флота" или что-то в этом роде - в 1732, 1764, 1797, 1803 гг. Кстати, принцип - иметь БФ равный Швеции+Дании, а на ЧМ - равный османам, был принят в 1803 г. и подтвержден без особых изменений в 1826 г.