?

Log in

No account? Create an account
 
 
13 June 2018 @ 12:52 pm
Просто так  
Я думаю, эту историю все знают, но пусть будет.
Собственно два голландских мастера в Швеции - Хенрик Хайбертсоон и Аренд де Гроот, подрядились построить для короля Швеции Густава-Адольфа два малых (128-фут) и два больших (134.5-фут) корабля. "Васа" изначально - это как раз малый 128-футовый корабль. Контракт на постройку был подписан осенью 1624 года.
Но в 1628 году в битве под Оливой шведы потеряли два корабля, потом еще один в Данцигской бухте, а чуть ранее, в 1625 году в Рижском заливе от шторма были потеряны еще 10 кораблей. Поэтому король решил пересмотреть задание. Теперь ему срочно потребовалось 4 больших корабля, но проблема была в том, что голландские мастера уже подготовили материалы на малый корабль. Хайбертсоон отказался менять проект, но вскоре он заболел и был отстранен от постройки.
Начальником постройки стал будущий капитан корабля Сефинг Хандсон, а реально заканчивала постройку... жена Хенрика Хайберсоона, Маргарет.
Дальше - больше. Поскольку король потребовал разместить на корабле 74х24-фунт. орудия, длины в 128 футов не хватило, и пришлось нарастить и длину, и приляпать второй дек. В 1627 году "Васа", увеличенный в размерах согласно пожеланиям Густава и Клааса Флемминга (причем еще и в высоту, то есть ставший двухдечником, а шведы ранее двухдечники не строили) был спущен на воду. Хандсон говорил, что корабль слишком неустойчив, король не верил. Тогда, дабы убедить Густава Адольфа, капитан приказал 30 матросам кучей бегать по верхней палубе от правого борта к левому. После третьего круга корабль так раскачался, что Хандсон остановил эксперимент, дабы корабль не перевернулся. Эксперимент этот зафиксировали шведские корабельные мастера, которые отписали королю (он находился в Польше), что корабль нужно перестраивать, в таком виде отпускать его в море нельзя.
Ответ короля был четок - продолжать оснащение и вооружение и побыстрее выйти в море.
Далее началось оснащение. Внезапно оказалось, что Швеция не может произвести на "Васу" паруса, поэтому они были закуплены... в Голландии, но голландцы их тоже не производили, а просто поставили отбеленное конопляное полотно... из шведской же Риги. Конопляные паруса толще, и соответственно тяжелее, чем льняные, это еще более усугубило плохую остойчивость "Васы". Ах да, "Васу" дополнительно решили защитить еще от возможного абордажа, поэтому поставили на нем тяжелые и высокие кормовую и носовую надстройки (для мушкетеров и лучников). Это сделало ситуацию с остойчивостью совсем плачевной. Добавлю шарма. "Васу" делали по голландской методе, то есть с округлым, почти плоским дном. Получилось что-то типа куклы-неваляшки.
Проблема была и с балластом. Хайбертсоон предлагал взять для балласта камни, но в результате был выбран песок, который весит меньше, чем камни. Песок был выбран потому, что камни надо было укладывать, а песок - просто засыпать и разровнять. В конце концов его решили все-таки засыпать в бочки, и даже добавили камней, но посадка у балласта была слишком низкой, и самого балласта было явно недостаточно.
Но нет худа без добра - королевские заводы лили орудия целый год, но так и не успели изготовить 74х24-фунтовки, поэтому на "Васу" их поставили только в количестве 46 единиц, плюс две 24-фунт. пушки старого образца, остальное добили мелочью (6-, 3-фунтовки). Иначе бы наверное даже те 1300 метров, которые смог, он бы не прошел.
Повторим.
Итак, изначально планировавшийся как однодечный 128-футовый корабль с 32 пушками, "Васа" в результате "вырос" до 134-футового двухдечного корабля с с номинальными 74 (реальными 62) пушками. Строительство начал один мастер, но достраивал его другой (вернее другая), при этом заказчик (король) постоянно вмешивался в проект, требуя улучшений, добавлений, перестроек, и т.п.
Еще тесты после спуска на воду показали, что корабль имеет отвратную остойчивость и готов опрокинуться при малейшем крене. Но его дополнительно перегрузили орудиями, поставили тяжелые паруса, балласта добавили слишком мало и слишком низко.
Соответственно этот корабль запрограммирован был утонуть 10 августа 1628 года. Тем более, что вышел из порта при открытых пушечных портах нижнего дека (ради салюта). Ну и утонул.

 
 
 
veremeenko_alex on June 13th, 2018 08:55 am (UTC)
>балласта добавили слишком мало и слишком низко.

наверное все таки слишком высоко
Lord Maxxxlordmaxxx on June 13th, 2018 09:13 am (UTC)
да, скорее всего автор оговорился.
при округлом днище его как раз низко разместить и не получилось бы.
(no subject) - kvlnord on June 13th, 2018 09:52 am (UTC) (Expand)
(no subject) - kvlnord on June 13th, 2018 09:39 am (UTC) (Expand)
(no subject) - shmak23 on June 13th, 2018 12:43 pm (UTC) (Expand)
father_yanfather_yan on June 13th, 2018 08:56 am (UTC)
И что было дальше? Были ли сделаны выводы? Наказания последовали? Что строилось следующим? И какова судьба второго корабля из двух изначальных?*
Антон Икрянников: У штурвалаaikr on June 13th, 2018 12:28 pm (UTC)
Насколько я знаю — было расследование (куда же без него), которое пришло к неизбежному выводу: главная вина — на его величестве. Но поскольку привлечь короля к ответственности (или даже публично заявить о его вине) было в те времена не то что за гранью реального, а за гранью мыслимого — дело как-то спустили на тормозах. К чести судей, стрелочников назначать не стали.
Оружейные заметки нерусского человека: Узбагойтесьborianm on June 13th, 2018 09:03 am (UTC)
Музей у них хороший на эту тему!
vihrbudushego on June 13th, 2018 09:04 am (UTC)
" Я издам новый закон природы ! Садитесь и пишите : « Травка зеленеет, солнышко блестит, а в нашем Королевском лесу распустились весенние цветы. Посему повелеваю доставить к Новому году во Дворец полную корзину подснежников. Того, кто исполнит мою волю, я награжу по- королевски. "©
lifewalkerlifewalker on June 13th, 2018 09:06 am (UTC)
История, повторяющаяся с самыми разными проектами на протяжении веков, вплоть до нынешнего (:
(no subject) - lifewalker on June 13th, 2018 12:43 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - Степан Мершенин on June 16th, 2018 04:43 am (UTC) (Expand)
d_clarence: pic#125059058d_clarence on June 13th, 2018 09:20 am (UTC)
У каждой уважающей себя нации должно быть свое родное позорище.
pan_tbdinsky: Xe-Xe-Xepan_tbdinsky on June 13th, 2018 10:03 am (UTC)
В старину говорили: Какая ж деревня да без своего дурака!
waryag72: черчwaryag72 on June 13th, 2018 09:22 am (UTC)
Казалось бы, разница менее двух метров...
George Rookegeorge_rooke on June 13th, 2018 10:05 am (UTC)
Ну там еще и по высоте же
(no subject) - mazzyy1 on June 13th, 2018 01:48 pm (UTC) (Expand)
Buckthornbuckthorn29 on June 13th, 2018 09:26 am (UTC)

прелессно...многого не знал из этих подробностей

shksljshkslj on June 13th, 2018 09:31 am (UTC)
Заготовили материалы…
callmycowcallmycow on June 13th, 2018 10:07 am (UTC)
Я читал ещё вот такую версию. Что у голландцев и шведов не совпадали эталоны фута, а строили корабль бригады те и те, вот он и вышел кособоким, в придачу к прочим бонусам.
lilibay: dunce cap maplilibay on June 13th, 2018 10:27 am (UTC)
//балласта добавили слишком мало и слишком низко//

Это низко))

//выбран песок, который весит меньше, чем камни//

С чего бы это?
George Rookegeorge_rooke on June 13th, 2018 11:14 am (UTC)
С того.
Удельный вес песка - примерно 1.63 т/м3.
Таблица по песку
https://naruservice.com/articles/udelnyj-ves-peska
Удельный вес того же кварца - 2.5 т/м3.
По камням вот таблица.
http://www.gemsfriends.ru/load/1-1-0-9
Ну а потом перешли к чугуну, у которого удельный вес 7-7.8 т/м3.

Edited at 2018-06-13 11:17 am (UTC)
А вот тут вы ошиблись. - svarogych on June 13th, 2018 12:06 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - tollkeeper on June 13th, 2018 12:25 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - waryag72 on June 13th, 2018 04:11 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - tollkeeper on June 13th, 2018 04:16 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - waryag72 on June 13th, 2018 04:43 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - tollkeeper on June 13th, 2018 04:46 pm (UTC) (Expand)
Re: А вот тут вы ошиблись. - 300m_300m on June 13th, 2018 02:58 pm (UTC) (Expand)
Re: А вот тут вы ошиблись. - waryag72 on June 13th, 2018 04:12 pm (UTC) (Expand)
Re: А вот тут вы ошиблись. - adrt on June 29th, 2018 05:31 am (UTC) (Expand)
Lx: Осенний полёт (без рамки)lx_photos on June 13th, 2018 10:42 am (UTC)
Офигеть :)
Но зато сейчас мы можем подробно рассмотреть настоящий корабль 17 века.
IRVINirvin on June 13th, 2018 10:51 am (UTC)
Пример долгосрочного вложения бабла, чтобы потом срубить больше :)))
Romaty R: pic#124536106romaty_r on June 13th, 2018 11:27 am (UTC)
Зато у голландцев нет музея потопленного корабля.
Sergey Tolokin: pic#126270080Sergey Tolokin on June 13th, 2018 03:03 pm (UTC)
Музея нету - а вот кораблик такой имеется.

Тральщик Pieter Floritz типа ван Амстел - первоначально затопленный в 40 собственной командой, поднятый немцами и снова затопленный уже в 44, и снова поднятый, до сих пор вроде как стоит на отстое и ждет пока его порежут. Когда-нибудь.



Edited at 2018-06-13 03:03 pm (UTC)
HerShadowher_shadow on June 13th, 2018 11:33 am (UTC)
Похоже на процесс из видео https://youtu.be/Wac3aGn5twc )
shmak23 on June 13th, 2018 12:40 pm (UTC)
судостроение 17 века и ваш провальный проект :)

https://www.facebook.com/eapotapov/videos/10212645018864577/
aleksey_che: WORK 3aleksey_che on June 13th, 2018 11:36 am (UTC)
Круто!