George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Categories:

Немного польского флота

Все началось после битвы под Оливой. Вернее даже не так.
Начнем мы наш рассказ с того, что 30 апреля 1632 года умер Сигизмунд III Ваза. В Польско-литовском королевстве были назначены выборы, но главным фаворитом на избрание был сын покойного короля, Владислав. Поскольку матерю его была принцесса из дома австрийских Габсбургов Анна Австрийская (не путать с женой Людовика XIII, одноименной принцессой из испанского дома Габсбургов), принц унаследовал от нее большую тягу к Западной Европе и всему европейскому. Но Владислав имел и большой военный опыт – он сражался во многих битвах с Россией, Турцией, против чешских протестантов в Тридцатилетней войне в 1619 году. В 1624-25 годах с подачи своего родителя он совершил турне по Европе, причем под именем простого польского дворянина Снопковского (полная аналогия с Петром I), посетил Мюнхен, Антверпен, Бреду, далее проследовал в Италию, где побывал в Риме, Флоренции, Генуе, Пизе, и из этой поездки вынес стойкое убеждение – Польшу необходимо модернизировать, и ей прежде всего нужен свой флот.
8 ноября Владислав был избран королем, но коронацию отложили до 6 февраля следующего года, поскольку с Сеймом еще не были согласованы дополнительные статьи Pacta Conventa (всеобщие соглашения), которые заключались между польским королем и польской шляхтой.
Дело в том, что Владислав настоял на внесении изменений в документ – он просил прописать в кондициях строительство польско-литовского флота, и большого комплекса береговых укреплений, дабы не дать врагам Польши возможности высаживать десанты с моря. Несмотря на то, что это были больше предложения короля, он согласно духу соглашения брал на себя ответственность в создании «флота Балтийского моря в соответствии с интересами Польско-Литовской Унии», и просил Сейм выделить на это 3.1 миллиона злотых. На эти деньги согласно статье 58-й Владислав обещал построить не менее 30 военных кораблей, плюс галерный флот «не хуже, чем в Венеции или Генуе». Уже в конце 1632 года было поставлено в перестройку 15 бывших торговых судов: 32-пушечный «Czarny Orzeł», 24-пушечные «Prorok Samuel», «Wielkie Słońce», «Nowy Czarny Orzeł», 16-пушечные «Biały Orzeł», «Charitas», «Gwiazda», «Strzelec», 12-пушечные «Święty Piotr», «Fortuna», 10-пушечный «Mały Biały Orzeł», и 4 малых корабля. Кроме того, планировались закупки кораблей в Дании, Англии, Голландии, Швеции.
Командующим был назначен шотландец – вицепрефектус (вице-адмирал) Александр Сетон. Жалование, положенное командующему – 1200 злотых в месяц. Кстати, до польской службы Сетон был полковником, и служил Дании.
Вообще с Англией получилась вещь удивительная. Дело в том, что король Карл I был протестантом, но протестантом, сочувствующим католицизму. Заигрывал он с католиками все свое царствование, так в Ирландии он собрал деньги с приверженцев Папы, обещая им льготы, а так же поддерживая в Шотландии в пику пуританам и пресвитерианам католическую церковь. Вот именно шотландская католическая община и стала для Польши настоящей «кузницей кадров». Всего было завербовано 34 шотландца разных рангов, которые в основном заняли командные должности.


https://warspot.ru/11256-polskiy-oryol-nad-baltikoy

Tags: датский флот, политик, польский флот, шведский флот
Subscribe

  • Просто так

    Как многие знают - легенда гласит, что картофель в Англии и Ирландии появился с помощью незабвенного Уолтера Рейли, который привез его из своего…

  • Послушал тут новые "Байки Карибского моря"

    Узнал много нового))) Оказывается, стандартный экипаж фрегата XVII-XVIII веков - это 130 человек) Оказывается, борта у "Черной Жемчужины"…

  • До Колумба

    Надо сказать, что попытки «бега на запад» в поисках новых земель были и до Христофора Колумба. Мы сейчас не будем разбирать авантюру…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments