George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Categories:

Возвращаясь к французским походам в Южные моря

На этот раз из Броделя
 

Нам остается присмотреться повнимательнее к итогам плаваний в Южное море - плаваний очень долгих и трудных: "В 1701-1709 годах дорога занимала от 20 до 26 месяцев, после 1710 года не меньше трех лет". Чтобы пополнить запасы питьевой воды и провианта, приходилось непременно заходить в многочисленные порты как в Атлантическом, так и в Тихом океане, а это было подчас сопряжено с немалыми трудностями. Зато конец пути оказывался куда более приятным. На чилийском побережье, в Консепсьоне и Арике, имелись небольшие французские поселения, где моряки могли запастись продовольствием и выгодно обменять имевшийся на борту груз. Наконец, изделия европейских мануфактур, главным образом ткани, шли нарасхват даже в Кальяо, порте близ Лимы, куда корабли - с согласия местных испанских властей - заходили якобы за пресной водой и за провиантом. В уплату за свой товар французы брали серебро в любой форме, как монеты, так и слитки. Здесь моряки из Сен-Мало обладали едва ли не монополией. "Из 133 французских судов, отплывших в 1698-1724 годах с торговыми целями к западным берегам Америки, 86, иначе говоря, две трети, были снаряжены негоциантами из Сен-Мало или сообществами судовладельцев", во главе которых эти негоцианты стояли.

Достойно восхищения, что ни одно из этих судов не потерпело кораблекрушения, что дает нам право еще раз произнести похвальное слово искусству судовождения, каким владели бретонские моряки, которые, впрочем, стали подвергаться гораздо меньшему риску с тех пор, как, прекратив испытывать судьбу в страшных изворотах Магелланова пролива, предпочли огибать Америку вдоль самой южной ее оконечности - мыса Горн. Они ли были первыми на этом пути? Или - что вполне вероятно - их опередили голландцы? Неважно. Как бы там ни было, благодаря новому маршруту сообщение упростилось до такой степени, что даже самые маленькие суда водоизмещением в сотню тонн проделывали этот путь наравне с теми, водоизмещение которых достигало 700 тонн, и с фрегатами, способными вместить от 250 до 400 тонн.

И вдобавок большой коммерческий успех. Убыточной оказалась лишь первая экспедиция - та, что была предпринята в 1698 году. Позже доходы составляли всякий раз около 200 процентов. А кроме того - вещь неслыханная - бретонцы привозили домой серебро, столь необходимое французской экономике и государственным финансам для обмена и проведения дорогостоящих военных операций. В 1709 году караван, состоящий из семи бретонских судов в сопровождении королевского судна под командованием Шабера, привез в Оре (на юге Бретани) - по официальным данным - 16 миллионов фунтов серебра, а на самом деле, пожалуй, все 30, ибо добрая половина исходного количества наверняка была утаена или украдена. Спас ли этот груз финансовое положение Людовика XIV в страшном 1709 году? Весьма вероятно, что да.
Tags: политик, французский флот
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Хроники английского Кавказа, часть 7

    Пусть и не сразу, но Стакли и Фитцмориц убедили Его Святейшество поспособствовать организации военной экспедиции на Остров. Понтифик согласился с…

  • Хроники английского Кавказа, часть 6

    В 1567 году лорд-заместитель Ирландии Генри Сидней совершил небольшой вояж по Манстеру и Коннахту, чтобы “лучше узнать эту страну”. Эта поездка…

  • "Игра престолов", говорите?)

    В Ленстере война за наследство шла между разными ветвями О’Конноров. Там Тейг МакГилпатрик схлестнулся с Конором МакКормаком, опять вмешались…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments