George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Categories:

"- Но это же бардак! - Зато ты главный" (с)

Теперь упор сделали на канонерки, плавучие батареи и бомбардирские суда.
Еще в октябре 1854 выдали заказ на строительство 10 канонерок и 6 мортирных судов, всего же к январю 1856 году были выданы заказы на строительство до 204 судов, среди которых 3 железных батареи («Террор», «Эребус» и «Тандерболт»), 50 бомбардирских судов (без паруса, их должны были транспортировать на место стрельбы пароходы), 4 фрегата, переделанных в бомбардирские батареи (два успели переделать до конца войны, еще два - не успели). План был простой - вести весной 1856 года все это на Балтику, бомбардировать Свеаборг и Кронштадт, а потом и Петербург с пригородами - Ораниенбаумом и Петергофом. Считалось, что перед такой силищей Александр II уже точно не устоит.
Заказы на канонерки были распределены между 20 верфями (10 королевских и 10 частных), при этом основной подрядчик нес ответственность только за корпуса, паровые машины ставились компанией Пенн и Эрроу.
Программа Великого Строительства вызвала определенные проблемы у исполнителей. Дело в том, что заказы на постройку были размещены по фиксированной цене, тогда как в Англии за год инфляция составила почти 100 процентов, и зарплата рабочих выросла с 7 до 15 шиллингов в день. Соотвественно рабочим стали недоплачивать. Рабочие, не будь дураки, стали… заниматься воровством на верфях, те же кражи медных болтов для сдачи их в пункты приема цветмета, стали привычным делом.
Адмиралтейство, пытаясь исправить ситуацию, стало выделять гранты судостроителям, но обычно до рабочих эти деньги не доходили – их просто забирали промышленники в виде прибыли.
К организационным трудностям добавились и складские – оказалось, что запасы выдержанной древесины фактически равны нулю, поэтому пришлось часть канонерок строить из сырого дерева, такие кораблики сгнили уже через год.
Ах да, отдельно по батареям. Сначала их планировалось построить пять штук, одна сгорела во время строительства, а еще одну начали перестраивать и к навигации 1856 года она не поспевала.
По настоянию Грэхэма в сентябре 1856 года (уже после войны) были проведены эксперименты по обстрелу 2.9-метрового квадратного щита, имитировавшего борт такой батареи, обшитого четырьмя 11-сантиметровыми железными плитами на 10-сантиметровой деревянной подложке. Уже пост-фактум были выяснены довольно неприятные вещи. Но обо всем по порядку.
Первый опыт – 10 выстрелов ядрами из 32-фунтовой пушки с зарядом в 10 фунтов пороха. Щит выдержал это испытание без значительного ущерба, слетело только две клепки.
Второй опыт – два выстрела из 68-фунтовки по цели с расстояния в 700 ярдов. Как результат – ода из железных плит треснула.
Третий опыт – обстрел из 68-фунтовой пушки щита с расстояния в 400 ярдов. Произведено семь выстрелов. Почти все пластины повреждены, лопнувшая пластина пробита насквозь.
Но! Дело в том, что британские броненосные батареи были заложены еще 4 октября 1854 года, и толщина железного пояса там варьировалась от 2.75 до 4 дюймов (не удалось создать ровную броню одинаковой толщины). Таким образом, можно утверждать, что британские батареи на дальности в 700-800 ярдов были уязвимы от огня русских 68-фунтовых и 3-пудовых пушек, а на расстоянии в 400-500 ярдов – и от огня русских 36- и 48-фунтовок. Кроме того, частью железные пластины крепились… на деревянные шпонки (спасибо воровству рабочих и коррупции на верфях Ее Величества). Как вы понимаете, при гипотетическом бою с русскими береговыми батареями железные плиты при таком способе крепления слетали бы довольно быстро. Если же увеличить защиту – то скорость хода батарей из-за возрастания массы упала бы довольно сильно (с 5 до 2 узлов), поскольку на них поставили малосильный паровой двигатель с мощностью в 520 лошадиных сил.

Tags: Крымская война, Ройал Неви
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments