Отдельной проблемой винтовых линкоров была вибрация, которая преследовала почти все модели конца 1840-х годов. Из-за этого серьезно снижалась точность артиллерийского огня, и это «традиционалисты» не раз бросали этот упрек представителям «молодой школы», ратующим за повсеместный перевод капитал-шипов на пар. Мол, если военные корабли создаются для боя, то как вести из них огонь, когда прицелиться из-за вибрации невозможно? Получается, что в бою наши новейшие винтовые корабли снова становятся… парусными.
Решение было комплексным, от математического расчета длин и кривизны лопастей, до метода «научного тыка». В 1851 году эксперименты Адмиралтейства по поводу избавления от вибрации закончились относительным успехом – был проведен показательный бой между парусными фрегатами «Фаэтон» и «Аретьюза» с одной стороны и винтовым кораблем «Санс-Парейль» с другой. Оказалось, что при одновременном использовании машины и парусов (марселей) тряска на «Санс-Парейль» если и не пропадала, то серьезно уменьшалась, и это позволяло вести прицельный огонь на ходу на расстояния до 700 ярдов. Итог учебных боев – полная победа винтового линкора. Однако это одиночные битвы, так называемые single action, а вот как сражаться эскадра на эскадру, да еще имея под рукой и винтовые и чисто парусные корабли – так и не разработали тактику.
По мотивам Donald L. Canney "The Old Steam Navy: Frigates, Sloops and Gunboats, 1815-1885"
Часть мачты 60-пушечного блокшипа "Бленхейм" с застрявшим в ней русским пушечным ядром, 1855 год.