Вторая важнейшая причина, по которой указанные противоречия углублялись, заключалась, собственно, в существовании монокультуры экономики Юга. Хлопковое производство не нуждалось столь остро в развитии новейших отраслей экономики, транспорта, во внедрении в производство достижений НТП в виде новых машин и механизмов; наоборот, плантаторы южных штатов увеличивали количество занятых в хлопковом производстве рабов — их число возросло с 1808 по 1860 г. с 1 млн до 4 млн человек [4].
Третьей и, на наш взгляд, решающей причиной конфликта между Севером и Югом явилось то обстоятельство, что их экономические интересы лежали в диаметрально противоположных плоскостях. Можно уверенно говорить о том, что экономическая ситуация в стране сложилась к середине XIX столетия таким образом, что Юг без Севера мог существовать, развиваться и увеличивать размеры своего валового внутреннего продукта, опираясь на развитие рыночных отношений; Север же без Юга не смог бы развиться в передовую капиталистическую державу. По сути дела, Север рассматривал Юг как свою самую доходную колонию, потеря которой поставила бы Север на грань нищеты. Именно поэтому Север ожесточенно сопротивлялся всем попыткам южан выйти из состава Федерации, вплоть до Гражданской войны.
Рассмотрим последнюю причину Гражданской войны более детально. Следует выделить по крайней мере три ее существенных аспекта, которые объясняют тот факт, что о мирном, договорном решении этих противоречий не могло быть и речи.
1. Две трети южного хлопка шло на экспорт, однако почти весь торговый флот находился в руках северян, которые взимали огромные тарифы за перевозку, одновременно препятствуя южанам в создании собственного флота. Оставшаяся треть хлопка перерабатывалась на фабриках Севера. Если сравнивать экспорт (и соответственно, поступления экспортной выручки в страну) Севера и Юга, то вывоз Юга составлял приблизительно 213 млн долл. в год, а Север вывозил в год на 47 млн долл. (преимущественно зерно западных штатов). Вследствие этого Юг обеспечивал до 80% всех налоговых поступлений в бюджет США. Потеря Юга для северных штатов выглядела бы в этих условиях катастрофой1.
2. Экспортируя хлопок, южане закупали необходимые им промышленные товары не на Севере, а в Англии, где эти товары были гораздо дешевле и выше по качеству. Федеральное правительство установило крайне высокие таможенные тарифы на ввозимые в страну товары промышленного производства, сама же внешняя торговля опять же была сосредоточена в руках северян. Так, закон Морилло о тарифах повысил таможенные ставки в 1857 г. вдвое — до 47% стоимости импортируемых продуктов [5, с. 235].
3. Финансовая система страны находилась в руках Севера, большинство банков было сосредоточено именно там, хотя реальные средства, составлявшие их депозитную основу, принадлежали состоятельным южанам.
Таким образом, при выходе южных штатов из состава Федерации Север тут же лишился бы большей части средств государственного бюджета, бизнес северян пришел бы в упадок из-за невозможности наживаться на посредничестве в торговле хлопком с Европой, собственная промышленность Севера была бы неспособна заместить эти потери из-за низкой конкурентоспособности американского промышленного производства.
КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-aspekty-grazhdanskoy-voyny-v-ssha