George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Categories:

Начало Крымской, турецкий ракурс

На 1844 год население Османской империи составляло 35.5 миллионов человек, из них: православных - по разным оценкам от 6 до 12 миллионов, католиков и приверженцев ортодоксальной церкви - 1.6 млн., 0.17-0.27 млн. евреев.
Вот все эти христиане Константинопольской (8,5 млн. человек), Антиохийской (190 тыс.), Иерусалимской (50 тыс.), Александрийской (10 тыс.) православных и Римско-католической патриархий были "пятой колонной", проводниками влияния иностранных государств в Турции.
Россия, как мы понимаем, претендовала на защиту православных на территории всей Османской империи. Чтобы было понятнее - перевод на современный русский. Поджег какой-нибудь Павленский вход в филиал "Банк де Франс" на площади Бастилии в Париже, арестовала его парижская полиция - а тут из Москвы прилетает малява - ай-яй-яй, нельзя дорогие французишки, Павленский-то - он православный. Нарушаете, значица, договор Кучук-Канайджийский, только русская диаспора в Париже могет нашего светоча православия судить.
А если будете судить по своему, по католически - введем войска в Брестскую область, да не в ту, что в Белоруссии, а в ту, что в Бретани.
Естественно, такая позиция сильно помогала продавливать России свои интересы в Турции. Османам постоянно приходилось учитывать фактор ножа в спину от пророссийских сил на территории империи.
Примерно с 1830-х Франция подумала и решила - а чем мы, французы, хуже русских? Если они защищают права православного населения, то мы будем защищать права католиков. И тем самым продавливать свои интересы в Турции.
Сказано - сделано, и пятая колонна в Османской империи разрослась еще на 1.6 млн человек.
Но больше всех таким исходом дел была недовольна Англия. Блин, русские, значица, прикрываются интересами православных, обделывая свои делишки в Турции. Французы подняли на щит католиков. А мы, блин? Мы что, хуже?
И решение к 1830-м было найдено. Евреи же!
В 30-е годы XIX столетия Британия пыталась добиться того, чтобы ее признали защитницей османских иудеев, чтобы таким образом ответить на претензии России стать защитницей православных христиан, и такие же претензии Франции в отношении католиков. Британия рассматривала возможность переселения евреев в османскую Палестину и Сирию (задолго до образования государства Израиль). Поскольку численность еврейского населения была незначительной и оно, в отличие от христианских общин, более равномерно распределялось по территории империи, власти не считали, что евреи представляют угрозу османскому государству. Однако, пытаясь создать видимость плюрализма, правительство в 1835 году впервые назначило лидера еврейской общины, который в принципе обладал таким же статусом, как православный или армянский патриарх.
Таким образом в Турции к 1850-м действовало три массива агентов влияния - русский, французский и английский. Русский был самым многочисленным, английский - самым влиятельным и денежным (что неудивительно).
А что же сами турки?
Им просто необходимо было выбить почву из под ног у стран, которые вмешивались в ее внутренние дела. И 3 ноября 1839 года в Гюльхане или «Розовой беседке», находившейся в дальних садах дворца Топкапы, султан Абдул-Меджид сделал заявление, получившее название «Указ Гюльхане», в котором официально объявлялось о начале эпохи танзимат, то есть «реорганизации».
Согласно этому указу предполагалось ввести четкую систему налогообложения, а целевые вложения получаемых средств (из которых самыми значительными являлись расходы на армию и военно-морской флот) должны были утверждаться правовым способом. Чтобы по справедливости распределить бремя призыва на военную службу, его следовало привести в упорядоченное состояние, а максимальный срок службы по призыву должен был составлять от четырех до пяти лет. Впервые эти принципы надлежало применять ко всем подданным Османской империи: и мусульманам, и немусульманам.
Короче, турки наконец-то решили реализовать равенство всех перед законом. Но это не значило, что православные будут не платить налоги, это значило, что теперь и мусульмане будут платить налоги, какие платят православные.
Естественно, это встретило жесточайшее сопротивление со стороны мусульманского крестьянства и купечества, но султан упорно шел к своей цели, и к 1840-м фактически смог сделать невозможное - теперь мусульмане платили налоги наравне с немусульманами.
Взяточничество, которым была поражена бюрократия, объявлялось вне закона, а уголовный кодекс определял степень наказания нарушителей закона в соответствии с занимаемым положением.
Кроме того, Адул-Меджид подумал, и решил поступить так же, как и "уважаемые европейские партнеры" - он назвал себя «главой правоверных и халифом [Всевышнего] на лице земном», а так же объявил себя защитником всех правоверных, как в Османской империи, так и за ее пределами.
В 1840 году был введен такой еще непроверенный для Турции финансовый инструмент, как бумажные деньги. Хотя по своим отличительным признакам эти бумажные деньги были ближе к долгосрочным казначейским облигациям (они подлежали обмену на драгоценные металлы только через восемь лет, при ставке процента в пределах 12,5 % годовых), были в обращении только в Стамбуле и подделывались фальшивомонетчиками, со временем они были признаны средством обмена, сравнимым с монетами. Именно к этому и стремилось правительство, которое таким образом добилось некоторых успехов в деле пополнения государственной казны. В 1844 году был введен биметаллический стандарт, который устанавливал фиксированный курс обмена серебра на золото, что также способствовало стабилизации монетной системы. Как и многие нововведения, принятые Османской империей в те годы, эти новшества пришли из Египта.
Уже в 1847 году коммерческие суды обслуживали как мусульман, так и немусульман, а в 1850 году обновленный свод законов о торговле, составленный по французскому образцу, пришел на смену тому своду законов, который за девять лет до этого стал одной из причин смещения Решид-паши. Было учреждено министерство образования и открыты светские школы для мальчиков возрастом от десяти до пятнадцати лет.
Ах да, любителям порассуждать об отсталости турок - в 1838 году султаном была официально отменена барщина, правда процесс, из-за слабой централизации власти растянулся до 1850-х. Тем не менее, это по сути была отмена крепостного права. Постепенное внедрение в промышленность и сельское хозяйство технических новшеств привело к росту производства товаров для внутреннего и внешнего рынков сбыта. Что касается международной торговли, то права, предоставленные иностранным купцам, которые теперь могли свободно торговать в пределах империи и ликвидация монополий, создали такие условия, которые были одними из самых либеральных в мире.
Христиан теперь наравне с мусульманами призывали на военную службу, то есть все население империи к 1850-м получило, хотя бы на бумаге, если не равные права, то равные обязанности. В 1851 году, чтобы избежать призыва во флот, многие македонские христиане бежали на Пелопоннес, а христиане Трабзона пытались обзавестись документами, подтверждающими, что они находятся под защитой местного греческого и русского консулов, и даже иностранными паспортами. Такие уступки, как предлагаемая христианам возможность работать на имперских военно-морских верфях вместо службы на боевых кораблях, не могли вывести сложившуюся ситуацию из тупика.

Tags: Крымская война, политик
Subscribe

  • Как начинаются войны

    Из-за решения в 1801 году не передавать свои корабли англичанам и дать бой датский флот в значительной степени оставался неповрежденным и…

  • Хроники английского Кавказа, часть 31

    Прибывший в Дублин Перрот не сильно торопился приступать к исполнению своих обязанностей — по городу даже поползли слухи, что сэр Джон при одном виде…

  • Экспедиция Лестера - 1

    Ну а на Варспоте начался еще один мини-сериал из пяти частей, который я давным давно обещал, когда мы с вами еще разговаривали в Клубе Дюма. Речь об…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments

  • Как начинаются войны

    Из-за решения в 1801 году не передавать свои корабли англичанам и дать бой датский флот в значительной степени оставался неповрежденным и…

  • Хроники английского Кавказа, часть 31

    Прибывший в Дублин Перрот не сильно торопился приступать к исполнению своих обязанностей — по городу даже поползли слухи, что сэр Джон при одном виде…

  • Экспедиция Лестера - 1

    Ну а на Варспоте начался еще один мини-сериал из пяти частей, который я давным давно обещал, когда мы с вами еще разговаривали в Клубе Дюма. Речь об…