George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Category:

История основания французской Ост-Индской компании

История основания французской Ост-Индской компании.





Герб французской ОИК.

1 апреля 1664 года Шарпантье[1], протеже Кольбера, поднес королю Людовику XIV 57-страничный мемуар, названный «Записка верноподданного Вашего Величества о создании французской торговой компании в Индии, полезной для всех французов». Людовик благосклонно встретил подношение, и уже 21 мая по инициативе Кольбера было организовано собрание парижских купцов, где один из коммерсантов – господин Фавероль – озвучил некоторые положения о создании во Франции Ост-Индской компании. Естественно – эта речь была одобрена королем и Кольбером, ведь именно они стояли за спиной Фавероля. Лишним подтверждением этому служит присутствие на собрании мессира де Берриэ, одного из секретарей королевского совета, и уже упомянутого Шарпантье. Результатом купеческого совещания явилась отсылка 26 мая 1664 года 9 делегатов к королю с просьбой организовать Ост-Индскую компанию по образцу английской и голландской. Делегаты были приняты Людовиком во время заседания Королевского Суда с большой благосклонностью, король попросил у купцов несколько дней, чтобы ознакомиться с их предложениями.

На 5 июля назначили новое собрание, с участием Луи, на которое под угрозой опалы собралось более трехсот парижских негоциантов. На собрании были озвучены королевские условия – Людовик предлагал зафиксировать уставной капитал новой компании в 15 миллионов ливров, которые должны быть выплачены пайщиками в течение 3 лет. Государство согласно внести первый взнос в 3 миллиона ливров, кроме того – 300 тысяч на оснащение первой экспедиции. Король так же сообщил, что он согласен каждый раз вносить 300 тысяч ливров, в случае, когда частные пайщики внесут сумму в 400 тысяч.

Было определено, что компанией будут управлять 12 директоров, которые будут выбираться среди акционеров, имеющих пай более 20 тысяч ливров. Правом голоса будут обладать вкладчики, внесшие более 6 тысяч ливров.

В августе «Декларация короля об учреждении Ост-Индской компании» была внесена в парижский Парламент, а 1-го сентября торжественно апробирована депутатами. Эта декларация включала в себя 48 статей. Вот некоторые из них:

«Статья 36. Компания имеет право посылать послов и посольства к правителям Индии и Мадагаскара от имени французского короля; объявлять им войну или мир, или производить любые другие действия, направленные на упрочение и расширение французской торговли.

Статья 37. Вышеупомянутая компания может действовать в пределах от мыса Доброй Надежды до Магелланова пролива во всех Южных морях. Разрешение наше дается компании на 50 лет, причем отсчет времени начинается со дня выхода первых судов, снаряженных компанией, на Восток. Компания должна заниматься торговлей и навигацией в вышеупомянутых водах, в то же время защищая любые французские суда в этом регионе, для чего ей дозволяется реквизировать или захватывать нужные ей корабли, припасы, вооружения, необходимые для защиты нашей торговли и наших подданных.

Статья 38. Все земли и острова, открытые судами компании, будут навсегда оставаться в ее владении. Правосудие и Право Сеньора на землях компании отправляется представителями компании. В свою очередь король французский имеет Право Сеньора над шахтами, золотыми месторождениями, деньгами и драгоценностями, а так же любыми другими полезными ископаемыми, принадлежащими компании. Король обещает пользоваться Правом Сеньора только в интересах страны.

Статья 40. Мы, король Франции, обещаем компании, защищать ее представителей и ее интересы против всех и вся, использовать силу оружия в целях поддержки свободы торговли и навигации компании; устранять причины любых затруднений или дурного обращения со стороны кого-либо; сопровождать корабли и грузы компании за наш счет таким количеством военных кораблей, которое будет потребно компании, и не только у берегов Европы или Африки, так же в водах Вест- и Ост-Индий».

Король утвердил компании и герб – на лазурном поле была расположена золотая лилия (символ дома Бурбонов), которую окаймляли оливковая и пальмовая ветви. Внизу располагался девиз – «Florebo, quocunque ferar» (Расцвету, там, где буду посажена).

Таможенные пошлины на товары, ввозимые ОИК, согласно тарифу 1664 года были определены в 3% от их оценочной экспертной стоимости, за импорт французских товаров компания получала снижение или освобождение от таможенных сборов, в том числе – и от налога на соль (если эта соль предназначалась для засолки рыбы).

Король предоставлял премию в 50 ливров за каждую тонну экспортированного товара, и 75 ливров за каждую тонну импортированного товара. Колонисты и агенты компании после 8 лет пребывания в Индии могли возвратиться во Францию в звании мэтра в свои корпорации. Офицеры и директора отделений получали от короля дворянство на себя и на свое потомство.

Король и члены его семьи подали пример, вступив в акционеры ОИК, однако дело не пошло без перекосов. Члены судов и мэтры предприятий под угрозой опалы вынуждены были нести деньги в компанию. В провинциях интенданты использовали совсем уж беззаконные способы сбора паев. Так, например, в Оверни сюр-интендант запер в тюрьме всех зажиточных горожан, и отпускал только тех, кто поставил подписи под долговыми расписками в пользу компании.

Отдельный вопрос стоял о штаб-квартире ОИК. Сначала она расположилась в нормандском Гавре, где Людовик повелел построить канатное производство и парильню для конопляных тросов. Потом правление перенесли в баскскую Байону (не путать с испанской Байоной, расположенной в Галисии), и лишь 14 декабря 1664 года Людовик отдает приказание построить верфи недалеко от Бретонского Порт-Луи, где давно гнили склады Компании герцога Ла Мельере, прозванные в народе Восточными. Верфь так же решили назвать Восточной, так началась история славного города Лориан.



[1] Будущий академик Французской академии наук.

Tags: французский флот
Subscribe

  • От судьбы не уйдешь.

    Просто история, хоть и не из моей эпохи, которая мне очень нравится. Речь в ней пойдет об USS Utah (AG-16), американском линкоре, спущенном на воду…

  • Диетология в XIX веке

    Вот мне всегда было интересно в истории два вопроса: «А как у них?» и «Почему именно так, а не иначе?». Особенно когда эти вопросы касаются…

  • Трафальгарское сражение: мифы и рифы

    Сегодня наступила 216-я годовщина Трафальгарского сражения — одного из самых значительных сражений эпохи паруса, завершившего традиционное…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • От судьбы не уйдешь.

    Просто история, хоть и не из моей эпохи, которая мне очень нравится. Речь в ней пойдет об USS Utah (AG-16), американском линкоре, спущенном на воду…

  • Диетология в XIX веке

    Вот мне всегда было интересно в истории два вопроса: «А как у них?» и «Почему именно так, а не иначе?». Особенно когда эти вопросы касаются…

  • Трафальгарское сражение: мифы и рифы

    Сегодня наступила 216-я годовщина Трафальгарского сражения — одного из самых значительных сражений эпохи паруса, завершившего традиционное…