В 1711-1712 годах наметилось расхождение морских держав по балтийскому вопросу, когда Голландия стала не столь негативно относиться к утверждению России на Балтике и отказалась бездумно следовать политике британского правительства. Однако переговоры России с Нидерландами по коммерческим делам в это время велись по вопросу об организации торговли не в Петербурге, а в других российских портах на Балтике. Отношения же России с Англией ухудшались. Если в 1711 году России удалось добиться нейтралитета, то после окончания войны за испанское наследство в 1713 году правительство Англии попыталось организовать давление на Россию и Швецию и «принудить их силою» к миру, если они не примут посредничества по разработанному им плану. Поскольку Великобритания более склонялась к поддержке Швеции, русское правительство оценило такое посредничество как «вредное и предосудительное» и предупредило, что в случае враждебных действий Англии будет оказано сопротивление и конфискованы товары у британских купцов, торговавших в Архангельске . Опасение исполнения угрозы русского правительства и сближение позиций России и Голландии по балтийскому вопросу содействовали тому, что Великобритания изменила свое отношение к торговле с российскими портами на Балтике.
Поворотным событием в судьбе Петербурга как внешнеторгового центра стал приход в 1713 году в Петербургский порт семи кораблей. Английские корабли (3-й и 7-й) принадлежали британской купеческой компании Р. Робинсона - С. Гартсайда, сотрудничеству которых способствовала деятельность Ральфа Робинсона в качестве корреспондента А. Стейлса. Самуил Гартсайд являлся в то время крупнейшим иностранным коммерсантом в Архангельске. После смерти А. Стейльса в 1712 году он унаследовал его связи с казной и выполнял другие поручения Петра I. В связи с недостатком экспортных товаров в Петербурге С. Гартсайд просил выдать из Адмиралтейства «для дополнки тех кораблей смолы и пику, чтобы те корабли просты за море не пошли и убытку б нам не было» 31, а в следующем году собирался отправить в столичный порт 10 кораблей для вывоза смолы (10 тысяч бочек) и пеньки (40 тысяч пудов). Стоит отметить и то, что 3 корабля С. Гартсайда строились на верфи Бажениных 33, которые, возможно, и пришли к Петербургу в 1713 году.
КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/morskaya-torgovlya-rossii-so-stranami-evropy-v-pervye-shest-desyatiletiy-xviii-veka-politika-russkogo-pravitelstva-i-ee-rezultat

Пётр Первый, русский царь. Фрагмент. Сэр Годфри Неллер. 1698 год