?

Log in

No account? Create an account
 
 
30 June 2017 @ 01:17 pm
Читая Жюля Верна  
Вчера, как обычно стоя в многочасовой пробке, которую у нас в Самаре успешно создает "Команда Созидания" имени нашего горячо обожаемого губернатора, решил послушать аудио-версию "Дети капитана Гранта". И слух зацепился за описание яхты лорда Гленарвана:

" Яхта "Дункан" была двухмачтовым бригом. Она имела фок-мачту с марселем и брам-стеньгой и грот-мачту с контр-бизанью и флагштоком; кроме того, треугольный парус - фор-стаксель, большой и малый кливера, а также штаговые паруса. Вообще оснастка "Дункана" была достаточна для того, чтобы он управлялся, как обыкновенный клипер. Но, конечно, главным его двигателем являлась паровая машина в сто шестьдесят лошадиных сил, новейшей системы и снабженная перегревателями, позволяющими поднимать давление пара до очень высокого уровня, и приводившая в движение два винта. Идя на всех парах, "Дункан" развивал наибольшую скорость.
Действительно, во время пробного плавания в заливе Клайда патент-лаг показал скорость в семнадцать узлов."


Вот меня что смутило: паровая машина на 160 лошадиных сил и скорость в 17 узлов на мерной миле.
Так, например, винтовой фрегат "Громобой" (1857 год) давал скорость 8.5 узлов при 360 л.с.
Винтовой фрегат "Генерал-Адмирал" (1858) - 2000 л.с., 12.5 узлов.
Винтовой фрегат "Архимед" (1849) - 300 л.с., 7 узлов.
Клипер "Джигит" (1855) - 300 л.с., 13 узлов.
Клипер "Разбойник" (1878) - 800 л.с., 13 узлов.
Подумал, может что-то с нашими винтовыми кораблями что-то не в порядке, дай-ка гляну английские.
Шлюп "Хорнет" (1854) - 100 л.с., 7.75 узлов.
Шлюп "Харриер" (1854) - 100 л.с., 8.3 узла.
Шлюп "Алерт" (1856) - 140 л.с., 8.8 узлов.
Для очистки совести посмотрел и американцев:
шлюп "Бруклин" (1858) - 130 л.с., 11.5 узлов.
Наконец, знаменитый шлюп "Алабама" (1862) - 600 л.с., 14 узлов.
Посмотрел ради интереса даже современные яхты - например шхуна "Зодиак" (1972) в 220 тонн с машиной в 540 л.с. дает максимальную скорость только 15,4 узла, а КПД у дизельных движков вроде как выше, чем у паровых.
Вопрос - что за чудесный двигатель был на яхте лорда Гленарвана?
И вообще, может ли движок мощностью в 160 номинальных лошадиных сил выдать скорость 17 узлов в паровую эпоху?
 
 
 
gur64 on June 30th, 2017 09:27 am (UTC)
Оригинал надо посмотреть, возможна опечатка, которая так и гуляет.
George Rookegeorge_rooke on June 30th, 2017 09:32 am (UTC)
Le Duncan avait deux mâts : un mât de misaine
avec misaine, goélette-misaine, petit hunier et
petit perroquet, un grand mât portant brigantine
et flèche ; de plus, une trinquette, un grand foc,
un petit foc et des voiles d' étai. Sa voilure était
suffisante, et il pouvait profiter du vent comme un
simple clipper ; mais, avant tout, il comptait sur
la puissance mécanique renfermée dans ses flancs.
Sa machine, d' une force effective de cent soixante
chevaux, et construite d' après un nouveau système,
possédait des appareils de surchauffe qui donnaient
une tension plus grande à sa vapeur ; elle était à
haute pression et mettait en mouvement une hélice
double. Le Duncan à toute vapeur pouvait
acquérir une vitesse supérieure à toutes les
vitesses obtenues jusqu' à ce jour. En effet,
pendant ses essais dans le golfe de la Clyde, il
avait fait, d' après le patent-log, jusqu' à dix-sept
milles à l' heure.

По оригиналу 160 лошадей, 17 узлов.
(no subject) - gur64 on June 30th, 2017 09:38 am (UTC) (Expand)
(no subject) - alex_min on June 30th, 2017 11:28 am (UTC) (Expand)
(no subject) - frustratio on July 2nd, 2017 10:23 am (UTC) (Expand)
(no subject) - frustratio on July 2nd, 2017 10:22 am (UTC) (Expand)
(no subject) - milosch_obilich on June 30th, 2017 03:25 pm (UTC) (Expand)
Сергей Лукъянчиковser_gl on June 30th, 2017 09:27 am (UTC)
А во французском варианте какие цифры стоят?
George Rookegeorge_rooke on June 30th, 2017 09:33 am (UTC)
Выше ответил. Те же самые.
(no subject) - ser_gl on June 30th, 2017 09:51 am (UTC) (Expand)
alexwest1972alexwest1972 on June 30th, 2017 09:30 am (UTC)
а если дело проще?)
может ответ ,как раз в конце обрезанной вами цитаты?
«Дункан» развивал наибольшую ИЗ ВСЕХ достигнутых паровыми судами скоростей.
То бишь Жюль Верн откровенно сказал,что эта яхта-идеал(или фантастика)))
gur64 on June 30th, 2017 09:33 am (UTC)
Re: а если дело проще?)
Сомнительно. Для нефантастического корабля уж больно много накинуто к скорости:)
Я склоняюсь к опечатке при переводе, или описке самого автора (есть примеры)
Re: а если дело проще?) - eednew on June 30th, 2017 09:40 am (UTC) (Expand)
Re: а если дело проще?) - innokentyk on June 30th, 2017 11:18 am (UTC) (Expand)
Re: а если дело проще?) - eednew on June 30th, 2017 11:45 am (UTC) (Expand)
Re: а если дело проще?) - saxahorse on June 30th, 2017 06:36 pm (UTC) (Expand)
Re: а если дело проще?) - eednew on June 30th, 2017 07:14 pm (UTC) (Expand)
(Deleted comment)
zibel77: pic#126254441zibel77 on June 30th, 2017 09:36 am (UTC)
Вы слишком серьёзно воспринимаете тогдашнего популяризатора науки и техники. У него и из пушки на Луну летали.
George Rookegeorge_rooke on June 30th, 2017 09:38 am (UTC)
Так Жюль Верн обычно верен в мелочах, плюс - он сам владелец неплохой паровой яхты "Сен-Мишель" и по идее характеристики яхт своего периода должен знать неплохо.
(no subject) - zibel77 on June 30th, 2017 09:40 am (UTC) (Expand)
(no subject) - alexwest1972 on June 30th, 2017 09:43 am (UTC) (Expand)
(no subject) - george_rooke on June 30th, 2017 09:45 am (UTC) (Expand)
(no subject) - alexwest1972 on June 30th, 2017 09:46 am (UTC) (Expand)
(no subject) - vitus_wagner on June 30th, 2017 09:46 am (UTC) (Expand)
(no subject) - vitus_wagner on June 30th, 2017 09:52 am (UTC) (Expand)
kunst_real on June 30th, 2017 09:37 am (UTC)
а какое водоизмещение должно было быть у того брига в книге ?
bytheway искал в интеренете упомянутые вами корабли, нашел Джигит (клипер, 1876) - Водоизмещение 1334 т - Мощность 1383 л.с. - Скорость хода 12 узлов (22,2 км/ч)
George Rookegeorge_rooke on June 30th, 2017 09:40 am (UTC)
1383 л.с. - это индикаторные лошади. Чтобы получить номинальные - надо делить на 2, а то и на три
(no subject) - george_rooke on June 30th, 2017 09:40 am (UTC) (Expand)
(no subject) - vitus_wagner on June 30th, 2017 09:41 am (UTC) (Expand)
(no subject) - alexwest1972 on June 30th, 2017 09:41 am (UTC) (Expand)
(no subject) - iced_beard on June 30th, 2017 10:27 am (UTC) (Expand)
(no subject) - _ on June 30th, 2017 11:06 am (UTC) (Expand)
Виктор "Витус" Вагнерvitus_wagner on June 30th, 2017 09:40 am (UTC)
КПД двигателя насколько я понимаю, относится к преобразованию энергии топлива в энергию вращения вала, а лошадиные силы меряют уже на валу.

Так что от КПД двигателя будет зависеть сколько килограммов топлива в час нужно для получения требуемого количества лошадиных сил, а не то, сколько узлов можно будет выжать из этих лошадиных сил. Тут все определяется водоизмещением, обводами и КПД винта.

Впрочем, подозреваю что 17 узлов при 160 силах это Верн слегка преувеличил.

Впрочем, сравнивать 210-тонный Дункан (тоннаж у Жюля верна приведен) с почти шеститысячным "Генералом-адмиралом" и даже с тысячетонными "Алабамой" и "Алертом" явно некорректно.

Очевидно же что двигатель одной и той же мощности может разогнать меньшее судно до большей скорости.
George Rookegeorge_rooke on June 30th, 2017 09:41 am (UTC)
Для этого привел шхуну Зодиак практически такого же водоизмещения.
(no subject) - ermiak on July 1st, 2017 09:02 am (UTC) (Expand)
(no subject) - john_jack on July 1st, 2017 01:24 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - ermiak on July 2nd, 2017 08:50 am (UTC) (Expand)
(no subject) - john_jack on July 2nd, 2017 02:57 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - purgelin on July 1st, 2017 12:25 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - vitus_wagner on July 1st, 2017 05:03 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - purgelin on July 1st, 2017 09:05 pm (UTC) (Expand)
kliff_spbkliff_spb on June 30th, 2017 09:41 am (UTC)

Приврал Жуль Верн. И для современных парусных судов характерна максимальная скорость именно под парусами, двигатель редко дает более 10kn. Например, парусник Мир рекорд скорости что то около 27kn под парусами на удачном курсе. Так что у Верна налицо преклонение перед новыми технологиями и торжеством прогресса.

akbulyakov: Seaakbulyakov on June 30th, 2017 09:42 am (UTC)
Да фиг там. Нереально от слова вообще. Может на самом деле не 17 узлов, а 17 км/ч? :)
George Rookegeorge_rooke on June 30th, 2017 09:43 am (UTC)
Оригинал фразы я привел: milles à l' heure - миль в час, то бишь - узлов.
(no subject) - akbulyakov on June 30th, 2017 10:18 am (UTC) (Expand)
mutoidsmutoids on June 30th, 2017 09:44 am (UTC)
На французском аналогично "jusqu’à dix-sept milles à l’heure"
alexkussulalexkussul on June 30th, 2017 09:45 am (UTC)
Может, имелись в виду какие-то французские мили в час?
George Rookegeorge_rooke on June 30th, 2017 09:46 am (UTC)
Тогда еще хуже получится))))
Французская сухопутная миля=1/25° экватора = 4,17 русских вёрст= 4448 м.
И понятно, что имеются ввиду стандартные морские мили - 1852 метра.
(no subject) - frustratio on July 2nd, 2017 10:28 am (UTC) (Expand)
svetomarket_rusvetomarket_ru on June 30th, 2017 09:47 am (UTC)
Паровая машина или нет, по моему не так важно с точки зрения физики. Если современное судно с мотором в 160 л.с. это может, то мог и "Дункан". Физика позволяет парусным судам развивать скорость больше скорости ветра, к примеру...

http://newt.phys.unsw.edu.au/~jw/sailing.html
Евгений Дробышевeednew on June 30th, 2017 10:03 am (UTC)
Это важно, поскольку паровая машина весит. По КПД получается, что её масса в несколько раз больше дизеля при той же мощности.
(no subject) - svetomarket_ru on June 30th, 2017 11:03 am (UTC) (Expand)
(no subject) - eednew on June 30th, 2017 11:40 am (UTC) (Expand)
(no subject) - svetomarket_ru on June 30th, 2017 12:36 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - eednew on June 30th, 2017 01:08 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - john_jack on June 30th, 2017 01:23 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - eednew on June 30th, 2017 04:21 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - john_jack on June 30th, 2017 05:06 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - eednew on June 30th, 2017 05:50 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - john_jack on June 30th, 2017 10:54 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - wazawai_n2 on August 18th, 2017 07:50 am (UTC) (Expand)
(no subject) - saxahorse on June 30th, 2017 06:42 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - eednew on July 1st, 2017 05:53 am (UTC) (Expand)
(no subject) - saxahorse on July 1st, 2017 04:33 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - eednew on July 1st, 2017 06:55 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - saxahorse on July 1st, 2017 07:07 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - eednew on July 1st, 2017 07:26 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - saxahorse on July 1st, 2017 08:50 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - eednew on July 2nd, 2017 04:53 am (UTC) (Expand)
(no subject) - saxahorse on July 2nd, 2017 01:17 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - wazawai_n2 on August 18th, 2017 07:51 am (UTC) (Expand)
vld_sergio_jrvld_sergio_jr on June 30th, 2017 09:52 am (UTC)
У Жюля нашего Верна такие вещи часто встечаются. Т.е. берется традиционная для его эпохи вещь и допускается умолчание, что путем тщательных расчетов, качественной постройки и гениального тюнинга из нее можно будет выжать заметно больше, чем это может быть в реальности. Как правило, в глаза эти допущения не бросаются. "Сначала грубо обработал ножом, потом кожаной перчаткой и, наконец, голой рукой довел до идеальной формы" ))
kouzdrakouzdra on June 30th, 2017 09:54 am (UTC)
Скорее всего приврал - но таки речь идет о ходе на форсированном режиме двигателя - что несколько другое.
Евгений Дробышевeednew on June 30th, 2017 09:59 am (UTC)
Ну это, конечно, корабль мечты фантаста.

С другой стороны, "Александрия" подобного водоизмещения выдала на мерной миле 14 узлов при мощности 140 лошадей и колёсном движителе. То есть чисто теоретически реально. Корабль-то практически пустой в этот момент.

Но "Александрия" имела сравнительно слабую мореходность.

Думаю, Верн попросил специалиста посчитать чисто теоретическую предельную скорость.
afroukrainecafroukrainec on June 30th, 2017 10:00 am (UTC)
момент видать хороший. да и яхта маленькая)))
wazawai: Auto=front_youwazawai_n2 on August 18th, 2017 07:53 am (UTC)
Присадки, опять же!
(no subject) - afroukrainec on August 18th, 2017 09:12 am (UTC) (Expand)