George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Category:

День французов объявляю открытым)

Галерный флот Франции в 1680-е годы по штатам предельно насчитывал 40 галер, главная его база была расположена в Марселе и галеры имели автономное от остального флота командование - лейтенант-генерал галер было отдельной должностью и званием.
На тот момент галеры были стандартизированы, обычная французская галера имела 26 весел на борт или 52 - на корабль. На каждое весло требовалось от 3 до 5 человек (на 8-метровые - 3 человека, на 12-метровые - 5), что давало максимальное количество гребцов в 260 человек. В очень редком случае дальних переходов некоторые галеры могли брать с собой двойную команду гребцов - 520 человек, но там сразу же возникала проблема автономности, ибо на маленьком узком кораблике собрать провизию и воду на 520 только гребцов (а ведь были еще солдаты и офицеры) довольно сложно.
Естественно, все знают, что на галерах Франции гребцами в основном были каторжники, и не менее естественно, что это в известной степени не так.
30% - добровольцы, чаще всего потерянные в жизни люди, либо ищущие убежища за какие-то свои провинности. Имели на галере крышу над головой и еду, бить их фактически не разрешалось. Минимальный контракт - полгода.
30% - рабы или мусульманские пленные. Чаще всего турки (в эту национальность традиционно вписывали и берберийских пиратов, и жителей Малой Азии, и даже греков с хорватами). Очень ценились галерным командованием, во Франции с тех времен еще осталась поговорка - "силен как турок".
30% - вот теперь как раз да - те самые каторжники и преступники. Работали плохо, среди них была самая большая смертность.
10% - политические заключенные. После отмены Нантского эдикта - практически исключительно гугеноты. Над этими на галерах измывались как могли.
Каторжники и политические давали основную смертность на галерах.
Что касается самой смертности - 71% гребцов умирали в первые три года, выжившие могли гребсти годами, но чаще всего повышались по службе в надсмотрщики, баталеры, и т.д. Максимальная должность, которой может достичь бывший гребец - “maitre de manoeuvre” (мастер маневра), то есть тот, кто отбивает темп на барабане для гребцов.


По мотивам статьи "La marine du Grand Siècle" авторства Daniel GRASSET.

Tags: французский флот
Subscribe

  • Просто так

    Концовка правления Рассела оказалась смазанной: в день его отъезда, 11 марта 1597 года, на Винтаверн-стрит ( Winetavern-Street) в Дублине разом…

  • Русская рулетка-2

    Продолжая. Преамбула. Дорогие знатоки! Я просто делаю пересказ. Для тех, кому интересно. Я не специалист в теме ВМВ, и вообще свое…

  • Русская рулетка

    Далее идет Французская кампания. Поскольку немецкая армия состояла из двух неоднородных частей (моторизованные и пехотные дивизии) первоначально…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 44 comments

  • Просто так

    Концовка правления Рассела оказалась смазанной: в день его отъезда, 11 марта 1597 года, на Винтаверн-стрит ( Winetavern-Street) в Дублине разом…

  • Русская рулетка-2

    Продолжая. Преамбула. Дорогие знатоки! Я просто делаю пересказ. Для тех, кому интересно. Я не специалист в теме ВМВ, и вообще свое…

  • Русская рулетка

    Далее идет Французская кампания. Поскольку немецкая армия состояла из двух неоднородных частей (моторизованные и пехотные дивизии) первоначально…