George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Category:

Трафальгар, часть 1

Ну давайте попробуем, отложив чуть дальше продолжение Алжира.
Для начала - мое описалово Трафальгара есть в двух книгах - это "Захватить Англию!" и "Великие сражения парусного флота".
Для тех кто не читал - вот ссылка - http://www.e-reading.club/bookreader.php/1023418/Mahov_-_Zahvatit_Angliyu.html
Давайте здесь рассмотрим вопрос поворота на 180. Цитата из описания, на которое дал ссылку: "В 4 часа утра 21 октября Ройял Неви шел к северо-востоку, объединенный флот двигался к югу, их курсы должны были пересечься к западу от мыса Трафальгар. Чтобы обойти мыс, союзники повернули на юго-запад, в 5.40 утра 18-пушечный бриг [163] «Фюре» под командованием лейтенанта Дюмэ обнаружил эскадру Нельсона. На этот момент англичане имели всего 27 кораблей, еще 6 боевых единиц были двумя днями ранее отосланы к Африке, пополнить запасы воды.
Англичане также обнаружили Вильнёва. Чуть ранее, в 5.30 утра, у британцев появилась первая (но далеко не последняя) в этот день потеря – с одной из мачт «Конкерора» свалился в воду марсовый Аарон Крокэн. Шлюпку спустить не успели, так как впередсмотрящие с «Ривенджа» заметили паруса в 6 или 7 милях к востоку. Это был объединенный флот.
Дул слабый западный ветер, англичане находились в наветренной позиции, союзники – под ветром. Флот Вильнёва был немного растянут, авангард Гравины начал поворот к западу, собираясь обогнуть мыс Трафальгар, арьергард Дюмануара немного отстал. Перед Вильнёвом стояло трудное решение: если он будет продолжать движение на юго-восток, арьергард отстанет еще больше – ведь чтобы обогнуть Трафальгар, последнему придется повернуть на юго-запад, что при ветре WNW замедлит его ход. Да и сам поворот на ветер чреват потерей скорости и строя. С другой стороны, поскольку WNW был довольно слабым, арьергард и центр успевали проскочить к Гибралтару и далее шли на юго-восток, в бакштаг. Таким образом, Вильнёв мог либо попытаться пожертвовать частью эскадры, чтобы спасти большинство ее кораблей, либо попытаться выручить попавшего в трудное положение Дюмануара, который довольно долгое время был начальником штаба Флота Леванта. В 8.15 Вильнёв дает приказ: «Поворот оверштаг!» , таким образом, после этого маневра корабли Дюмануара становились авангардом, а отряд Гравины – арьергардом. В то же самое время этот маневр означал, что бой неизбежен и что при таком слабом ветре союзники, скорее всего, не успеют сформировать линию.
Увидев этот сигнал, испанские капитаны Гальяно и Чурукка в ярости начали топтать свои треуголки. Испанские исследователи утверждают, что поворот Вильнёв совершил только потому, что хотел вернуться обратно в Кадис без боя. С этим утверждением тяжело согласиться – англичане, будучи на ветре, в любом случае могли перехватить союзников, тем более что расстояние между мысом Сан-Себастьян (у входа в Кадисскую бухту) и местом встречи флотов было порядка 15–16 миль, тогда как расстояние между флотами, согласно отчету Коллингвуда, не превышало 7 миль. Если же учитывать ветер (неустойчивый вест-норд-вест) – англичане шли в полный бакштаг, тогда как Вильнёв – в галфвинд.
Но маневр французского адмирала, безусловно, имел отрицательные стороны: при таком слабом ветре и с неопытными экипажами поворот оверштаг занял целых два часа, линия объединенного флота окончательно развалилась, теперь Гравина с семью замыкающими линкорами оказался оторван от основной массы кораблей, образовав практически параллельную Вильнёву колонну, идущую чуть сзади."

Главный вопрос, который мне задавали - а почему корабли при движении на юг у мыса Трафальгар будут все-таки ворочать сначала на юго-запад, а потом на юго-восток, как бы огибая мыс?
А проблема самая простая - им придется огибать песчаную Трафальгарскую банку, которая протянулась на запад-северо-запад на милю, и находится в 3-4 милях от собственно мыса, и которая меняет глубину с 7-10 фатомов резко до 3 фатомов или до 5 метров. Что это значит? Это значит, что если следовать прямо, не огибая банку, то корабли, имеющие осадку от 6 метров и выше, просто останутся на этой банке.
Далее.
При огибании банки строй однозначно растянется. Почему?
Смотрим план-схему сражения
Траф_1
Англичане следуют в фордевинд, французы в галфинд. При обходе банки придется делать поворот на ветер, что замедляет ход. Да, потом будет поворот обратно, и курс, близкий к фордевинду, но тем не менее в точке поворота линия растянется.
Соответственно удар придется на арьергард. Напомню, что парусные корабли заднего хода не имеют, таким образом центр и авангард ничем уже не смогут помочь арьергардом. Грубо говоря, получается что им придется пожертвовать.
Как вы думаете, потеря трети флота без возможности ему помочь - это не поражение???

Стоп, скажут мне. Так бой произошел в 21 миле (34 км) северо-западнее мыса Трафальгар! Это даже во в Вики написано.
Правильно написано! Только не забывайте, что бой прошел там потому, что Вильнев к этому времени уже развернулся и некоторый период следовал в обратном направлении. Мы же с вами рассматриваем ситуацию продолжения "бега на юг". Учитывая, что флоты разделяло 7-10 миль, и они сближались с 5.30 до 13.00, вы можете представить, сколько на юг Объединенный флот успел бы пройти.
А мог ли Вильнев прижаться к берегу?
Нет, не мог, ибо было чревато. Проблема в Асейтерской мели (shoal of Aceytera) - цепи подводных скал, раскиданных северо-западнее, западнее и юго-западнее мыса Трафальгар. Большая часть из них находится в полумиле-миле от мыса, но есть и одинокие скалы, которые отходят на 3 мили.

Резюмируя - выбирая между тем, чтобы пожертвовать арьергардом и сбежать, или вступить в бой всей эскадрой, Вильнев выбрал бой всеми силами. Согласитесь, поведение далеко не труса.
Гримаса истории заключается в том, что его потом обвинили именно в трусости - мол, собирался бежать в Кадис, хотя всем было понятно, что в Кадис он без столкновения противника сбежать не успеет!
Такие дела
Виктори врезается
Tags: Ройал Неви, испанской флот, французский флот
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments