George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Categories:

Три флота Людовика XIV

У Петрухинцева есть статья "Два флота Петра Великого". А вот недавно прочел другую статью, посвященную совершенно другому флоту, под авторством Оливье Шалина (Chaline) "Три флота Людовика XIV", которая местами очень напомнила статью Петрухинцева (оригинал для знающих французский здесь: https://rha.revues.org/7205).
Шалин периодизирует флот Людовика по трем периодам:
Первый период - 1661-1678, где десятилетие 1661-1671 отводится для проб и ошибок при строительстве, а 1672-1678-й - это "крещение огнем".
Из первоначального ядра в 31 единицу в 1661-м флот возрастает до 123 единиц в 1671-м. Самое смешное, что, как и флот Петра, он со стапелей идет в бой - сначала в союзе с венецианцами против турок, а потом - участвует во второй англо-голландской войне. Вводится в строй по 10-11 кораблей в год, бюджет флота в 1671 году составляет 12 миллионов ливров, при этом обучение команд и капитанов новому для них делу происходит примерно как в Англии времен Реставрации - к молодым и неопытным джентльменам пристегиваются опытные, но недворянского происхождения моряки.
Но первый блин выходит комом - в 1672 году французский флот вместе с английским воюет против Голландии, и внезапно оказывается, что корабли, снабжение, отличные порты и верфи - это еще далеко не все. Не хватает прежде всего нормального, осмысленного командования, как на уровне эскадр, так и на уровне кораблей.
После выхода Англии из войны в 1674 году Атлантический флот, несмотря на всю свою силу, заперт голландцами в Бресте и Рошфоре и фактически исключен из борьбы. Это заставляет морское ведомство в Канале перейти на каперскую войну, ибо оказалось, что корсары из Дюнкерка воюют лучше, чем боевые эскадры.
Что касается Средиземноморского флота - реально, Агоста и Стромболи - это подвиг. На 1672 год в Тулоне есть 50 кораблей, за время войны было построено еще 39, при этом 27 или 28 судов были потеряны от навигационных аварий!! Капитаны некомпетентны, нехотя исполняют указания адмиралов (Дюкена, Турвилля, Вивонна и т.д.), в морском деле совершенно не понимают, и считают службу на кораблях каторгой, поэтому всей душой стремятся на милые их сердцу галеры. Ибо "нет ничего слаще, чем звук плетки на спинах гребцов по утрам".
Второй период - 1679-1696 - Расцвет флота.
Определена "золотая пропорция" флота. В 1679-м он составляет 125 боевых единиц, в 1688-м - 130 единиц. То есть теперь главным становится поддержка нужного количества кораблей. Происходит и укрупнение кораблей. Если в 1661-м средний ЛК - это 42-пушечник, то в 1681-м - уже 62-пушечник. Капитаны наконец-таки набрались опыта, то же самое и с адмиралами, и в войну Аугсбургской лиги флот вступает, имея четкий план - высадку в Ирландии. Почему не рассматривали высадку именно там, а не в Англии - бог весть. Скорее всего все-таки был страх перед соединенной силой англо-голландского флота, к тому же из Бреста к Ирландии с точки зрения розы ветров добраться гораздо легче, чем к Па-де-Кале, а высадка в Корнуолле - это наступление из "стратегического мешка в расширяющуюся воронку", что совершенно не поддерживает армия.
В 1690-м Средиземноморская эскадра переходит в Брест и в Канале образуется мощный кулак, который к тому же отрезает эскадру Киллигрю от эскадры Торрингтона. В правительстве идет схватка между Сеньелэ и Ле Телье. Первый доказывает, что надо высаживать войска в Англии, имея решающее преимущество на море. Второй говорит - "не нужен нам берег английский", надо сосредоточиться на Фландрии. В результате выигрывает Ле Телье (уж очень король любит осады - ну там из пушки стрельнул - бух!!! - как красиво летят обломки стен и головы гарнизона в воздухе!), а победа Турвилля при Бичи-Хэд становится никому не нужной и бесполезной.
С 1689 по 1693 годы Франция спускает на воду по 17 кораблей в год - выдающееся достижение! Поэтому результаты разгрома при Ла-Хоге купированы довольно быстро, и флот восстанавливает свою численность. При этом корабли 1-3 рангов составляют 61% флота - это больше чем в Англии! То есть мощь французского флота еще и возросла.
Вот что стало настоящим ударом по французскому флоту - это голод 1693-94 года, вылившийся в демографический, финансовый и экономический кризис. В течении четырех месяцев франция потеряла 1 миллион человек из 20-ти, при этом еще неся потери и на войне. И в этой ситуации финансирование флота было резко сокращено (впрочем, как и остальных строк бюджета). Флот перенацеливают на погоню за деньгами, ибо надо как-то восполнить потери, в 1693-м Турвилль производит наверное самый большой захват конвоя - стоимость британских судов с товарами из Смирнского каравана составляет 4 миллиона фунтов!
Часть флота переводится к Средиземное море, где ведет активные операции у испанского побережья, Атлантический же флот "рубит бабки" - набег на Картахену в 1697-м, и т.п. радости жизни. При этом, корабли I ранга (80-100-пушечные) составляют 21% флота - это очень высокий показатель! И естественно, что англичане прежде всего стараются заблокировать эту силу в портах, оставляя коммуникации под удары французских корсарских эскадр.
Третий период - 1697-1715 - Упадок.
Межвоенный период оказался очень коротким, и не успела восстановиться ни страна, ни флот. На 1701 год французский флот состоит из 120 кораблей, в 1707 году - 90 единиц, 1709 год - 72 единицы. Бюджет флота падает с 24 миллионов ливров до 14 миллионов, потери в кораблях после осады Тулона (1707) оцениваются в 7-10 миллионов ливров. При этом на французский флот в войне за Испанское наследство выпадает задача еще и охраны испанских Серебряных флотов, ибо Армада Эспаньола находится в разобранном состоянии, и себя защитить не может вообще.
Тем интереснее результаты. Флот ценой своего численного состава и своих ресурсов смог
а) обеспечить проводки конвоев с испанским серебром из Америки в Европу
б) Смог разбросать англо-голландские эскадры по разным ТВД, не дав их собрать в единый кулак (фраза Жерома Поншартрена на Королевском Совете - "наша задача - не увеличивая свои расходы на флот, заставить строить Англию и Голландию "тяжелый флот", который стоит гораздо больше нашего, но разбросать его по как можно большим театрам военных действий").
в) Создал большие проблемы английской и голландской торговле.
г) Создание вундервафель - 70-пушечников с 36-фунтовками на нижнем деке (первый такой корабль "Сен-Мишель" спущен на воду в Лориане в 1707-м), способных прорываться через эскорты противника. Эти корабли как раз были разработаны для сопровождения конвоев с серебром через Атлантику.

Но в целом можно сказать, что французский флот в войну за Испанское наследство и выиграл, и проиграл одновременно. Он честно выполнил задачи, возложенные на него государством, но его износ и потери оказались слишком большими.
Кроме того, в последующем решили отказаться от борьбы за господство на море, поскольку это, как выяснили, слишком дорогое удовольствие, а строить флот под конкретные задачи. Речь не о крейсерской войне - чаще всего эти задачи определяло армейское руководство. Это и перевозка войск, и амфибийные операции, и захват ключевых точек в отдаленных уголках мира, и т.д.



Сражение у Текселя, 1694 год. Та самая "битва за хлеб". Обратите внимание - шведский корабль в качестве статиста наблюдает за боем.
Tags: Ройал Неви, голландский флот, французский флот
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

Recent Posts from This Journal