George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Category:

В продолжение

И еще одна мысль из той же статьи. Абсолютно ясная для меня, как для инженера, но почему-то часто забываемая из-за звонких фраз в приключенческой и научно-популярной литературе. Цитата из той же статьи, только переведенная с американского бюрократического канцелярита (бррррр!!!!!!) на нормальный человеческий язык.

Современные историки британского флота безосновательно решили, что английская система постройки кораблей конкурентно была выигрышнее, нежели французская или испанская системы, и была оптимальна для тех внешнеполитических целей, которые преследовали британцы в XIX веке. Более того, они не разделяли британские военные корабли, построенные на королевских верфях, от, к примеру, британских же кораблей, построенных на ганноверских или частных верфях. Меж тем, документы показывают - довольно часто "ганноверцы" и "частники" обладали сравнительно с королевскими кораблями лучшими характеристиками по мореходности, скорости, парусовооруженности, на них первых появлялись технические новинки, и т.д.
Хотя никакое другое государство не положилось только и исключительно на флот, как на свою защиту (как это сделала Британия), даже ограниченный обзор вторичных источников по европейским флотам не демонстрирует яркого превосходства или технологического преимущества британской системы кораблестроения над своими европейскими визави.
Чтобы высосать из пальца такое преимущество, историки Королевского Флота цитируют длиннющие язвительные списки жалоб кэптенов и адмиралов Роял Неви по поводу военных качеств французских или испанских призов, принятых на службу в Роял Неви. Однако подобное наверное стоит сравнивать с подобным. Французская система кораблестроения была ориентирована на высокую скорость и мореходность. Испанская система во главу угла ставила способность к длительным переходам, то бишь - автономность. Королевский же флот имел в приоритете в период с 1689 по 1815-й плавание и возможный бой при любой погоде, то есть все характеристики английских кораблей были принесены в жертву силе и выносливости.


Таким образом, разные техзадания дают разные решения. И сравнивать без учета погодных и природных условий, места действия и т.д. разные корабли не имеет смысла. Другой вопрос - многие испанские и французские корабли, захваченные в бою, англичане включали в состав Роял Неви, что уже само по себе говорит и о качестве постройке, и о испанской и французской кораблестроительных системах.

Ну и напоследок - иконографика трат на армию и флот Британии в процентном соотношении. Ибо часто приходится слышать слова, что, мол, Англия, отделенная Ла-Маншем, могла деньги, предназначенные для армии, спокойно пустить на флот. Ну, типа, на этом и выиграла. Как показывает диаграммка - это немного не так. Вернее - совсем не так. Речь может идти только о примерном равенстве трат на армию и флот, и то - в очень небольшие периоды. Впрочем смотрите сами.
123456
Tags: royal navy ltd, Ройал Неви, снабжение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments