George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Categories:

"Горьх Фок" - под немецким флагом (1933-1945)

Служба в Кригсмарине.

 

27 июня 1933 года барк «Горьх Фок» был принят на службу в Рейхсмарине в качестве учебного парусного судна. Первым командиром учебного судна был назначен капитан-цур-зее Рауль Мевис (Raul Mewis)[1].  Уже в 27 июня 1933 года «Горьх Фок» вышел в свое первое плавание по Балтийскому морю имея на борту 198 кадетов (львиную часть из них составляли курсанты «команды-33» и «команды -32/33», набранные по призыву адмирала Редера из моряков торгового флота взамен погибшей «команды -32»). Первый поход было пробным: Киль-Свинемюнде-Кенигсберг-Пилау-Киль. Плавание по шхерам Балтики продолжалось 3 месяца – до сентября 1933 года. Все это время командир барка Мевис бомбардировал Адмиральштаб письмами, в которых просил отправить учебное судно в «настоящее» плавание. Однако командование было непреклонно – никто не хотел повторения истории с «Ниобе». Но все, в том числе и адмиралы, понимали, что настоящий морской опыт не может прийти в каботажных плаваниях по закрытому морю. Поэтому в 1934 году Эрих Редер разрешил плавание к берегам Норвегии, Исландии, Мадейре и Канарским островам с единственным приказом: «Ничего не должно случиться!» Поход показал, что случиться ничего и не может. Из отчета командира корабля Мевиса видно, что парусник был достаточно мореходным, и даже выдержал кратковременный шторм в Бискайском заливе без каких-либо последствий для себя.

 

В июне 1934 года «Горьх Фок» принимал участие в первой после двадцатилетнего перерыва «Кильской неделе» (фестиваль парусников и яхт), где снискал заслуженное восхищение иностранных специалистов. Новый барк возглавлял финальный парад судов в Кильской гавани и выгодно выделялся на фоне остальных судов. После 1934 года это стало традицией вплоть до 1939-го, поскольку с началом войны  немецкий праздник любителей парусов опять прервался. Следующий парад парусников «Кильской недели» во главе с «Горьх Фоком-II» состоялся только в 1959 году, после постройки Германией нового судна с таким именем.

В августе 1934 года экипаж и кадеты «Горьх Фок» приняли участие в торжественных похоронах погибших с лодки UC-57, подорвавшейся на русской мине в Первую Мировую войну в районе финского острова Геменскаар (Hamnskär). Лодка была обнаружена финскими властями, тела извлечены и торжественно похоронены на острове.

В марте 1935 года командиром «Горьх Фока» был назначен корветтен-капитан Август Тиле (August Thiele), будущий командир «карманного линкора» «Лютцов». В том же 1935 году Рейхмарине преобразовали в Кригсмарине и барк стал военным учебным судном и получил новый порт приписки - Штральзунд. Уже в 1936 году на нем плавали только кадеты военно-морского флота. Вообще подготовку немецких курсантов до Второй Мировой войны исторически можно разделить на 2 периода: до 1935 года, когда каждая «команда» редко превышала полсотни человек (исключение составила «команда-33» из-за печальных событий с «Ниобе»), и после 1935 года – когда был подписан военно-морской договор с Англией и в строй начало входить много новых кораблей  и количество кадетов от набора к набору резко возрастало. В 1936 и 1937 годах были построены систер-шипы «Горьх Фока»  - барки «Хорст Вессель» и «Альберт Лео Шлагетер», однако учебных судов катастрофически не хватало. Поэтому руководство Кригсмарине было вынужденно изменить программы обучения – теперь кадеты проходили подготовку не только на  парусниках, но и на списанных старых линкорах, крейсерах, эсминцах и миноносцах, переоборудованных в учебные корабли.

Период навигации парусных судов длился примерно 6 месяцев – с апреля по октябрь. Организационно этот период был разбит на два этапа: с апреля по июнь, когда проходило одно большое плавание с посещением нескольких стран, и с июля по октябрь, когда проводилась серия небольших походов, преимущественно по Балтийскому или Северному морю.

В большом походе первые несколько дней отводились кадетам для знакомства с судном. Будущие офицеры учились ставить и убирать паруса, работать с такелажем, слушали лекции по навигации парусных судов. Обычно этот период длился 12 дней и проводился на небольшом удалении от родного берега. После сдачи зачетов и финальной лекции судно отправлялось в плавание. В походе кадеты учились не только морскому ремеслу, а получали знания по истории, географии, биологии, океанологии и другим дисциплинам. Как отмечал назначенный в декабре 1936 года командиром «Горьх Фока» Бернард Рогге (будущий командир рейдера «Атлантис») знания в обстановке плавания даются молодым кандидатам в офицеры гораздо легче, чем в душных аудиториях, и усваиваются гораздо лучше. После похода практика оценивалась преподавателями. Надо сказать, что оценка эта была одной из важнейших в карьере будущих офицеров – от нее зависело, получат ли они направление на корабли, или будут служить на берегу.

В 1937-38 годах «Горьх Фок» совершил два похода к берегам Южной Америки. В вахтенном журнале отмечалось, что средняя скорость судна при походе 1938 года составила 8 узлов, а максимальная – 17.2 узла. Шторма и бури барк переносил на удивление легко. Хотя служба и учеба на паруснике никогда не бывала легкой.

Вот что пишет кадет набора 1939 года Эбергард Шиллинг в своем дневнике:

«Среда, 15 марта 1939 года:

Ветер, который еще вчера был небольшим, но устойчивым, стал заметно сильнее, и корабль сильно качало.{…}  Некоторые кадеты испытывали приступы морской болезни, и молодые моряки регулярно переваливались за борт и приносили жертвы Нептуну. (Какой слог!!! - прим. автора) Но начальникам не было до этого никакого дела.

Новый день снова заполнялся очередными занятиями. Темы практических упражнений на сегодня: «Спуск на воду шлюпки» и «Измерения с помощью лага и лота». Около 17 ч. якорь был поднят и наше плавание продолжилось. Когда наша вахта освободилась для ужина шквал резко усилился и  внезапно сильно накренил судно. Вся посуда соскользнула со стола на пол, и частично раскололась на палубе. В то же самое мгновение зазвучали звуки алярма:  «Свистать всех наверх!» и  мы опять бежали по палубе, на этот раз -  спасать паруса. И как ни странно, нам это удавалось.»

В тот год «Горьх Фок» в последний раз вышел в Атлантику. С началом Второй Мировой войны дальние плавания прекратились:  для походов использовались только безопасные воды Балтийского моря.

Вообще «Горьх Фок» стал кузницей кадров военно-морского флота Германии: на нем плавали такие в будущем известные командиры-подводники, как Вольфганг Лют, Николаи Клаузен, Эрих Топп, Генрих Бляйхрот. Уже упоминалось про знаменитых командиров учебного судна. Вспомним и еще одного из них – фрегаттен-капитан Отто Кехлер, будущий командир вспомогательного крейсера «Тор», назначенный командовать барком в марте 1938 года.

С началом нападения на Советский Союз парусники практически перестали плавать и по Балтике. С 1942 по 1944 годы «Горьх Фок» безвылазно стоял в Свинемюнде, где использовался как стационарное учебное судно и блокшив.

24 апреля 1944 года барк вышел из Киля по направлению к острову Рюген, которое и стало местом его гибели.

Весной 1945 года война уже шла на территории Германии. Под сильнейшими ударами Красной Армии дивизии Вермахта отступали, оставляя один город за другим. По побережью Балтийского моря, обходя Берлин с севера, наступал 2-й Белорусский фронт под командованием Константина Константиновича Рокоссовского. Немцы пытались остановить советские войска, бросая в бой все что можно. Не избежала мобилизации и команда учебного судна «Горьх Фок». В апреле 1945 года очередной отряд морской пехоты, сформированный из команд кораблей и судов, стоявших в Штральзунде, ушел на фронт. Среди них был и последний командир парусника – капитан-лейтенант Вильгельм Кале. Исполняющим обязанности командира остался старший боцман Карл Кенке. К тому времени команда «Горьх Фока» насчитывала не более 30 человек. В конце апреля 1945 советские подразделения достигли Штральзунда. Комендант города  Грейфсвальд капитулировал 30 апреля. «Горьх Фок»  стоял на небольшом (примерно 2 км) удалении в проливе Штралезунд, под  якорем. Старший  боцман Карл Кенке свидетельствует:

«Утром 30 апреля неожиданно нам подвезли ручное огнестрельное оружие и боеприпасы. Мы должны были предотвратить переправу войск противника на о.  Рюген (Так в тексте! – прим автора). В обед, около 12 ч. 30 мин. прибыл моторный катер, который должен был снять с барка документы и важные бумаги. Я отправился в штурманскую, чтобы дать указания о погрузке, как вдруг что-то внезапно громыхнуло и воздух наполнился свистящими осколками. Когда я появился на верхней палубе, то  увидел этот «подарок». Мы были обстреляны танками, которые стояли на высоком берегу на другой части пролива. Обстрел продолжался примерно 45 минут, причем «Горьх Фок»  получил  3 попадания. Такелаж  фок-мачты и корпус судна были повреждены. Моторный катер так же получил пробоину, причем снаряд прошел через оба борта, разорвавшись к счастью только после этого. Вскоре катер отчалил.  Посоветовавшись с людьми я решил отвести «Горьх Фок» подальше, к острову Дэнхольм. В первой половине дня 1 мая 1945 мы вошли  в гавань Витте (Vitte).»

Учитывая скорость наступления советских войск было решено взорвать парусник.

Обермаат Штральзундского порта  Буш рассказывает:

 «1 мая 1945 года:

В течение первой половины дня мы привозили ящики со взрывчаткой на катер. Вскоре после обеда подошла подрывная команда, которая состояла  из 3 неизвестных мне унтер-офицеров, и  мы поехали на «Горьх Фок». Мы выложили взрывчатку на борт судна. Охрана  загружала с «Горьх Фока» все ценности в мой катер, в то время как подрывная команда взялась в работу. После того, как разместили заряды и зажгли запальные шнуры, они также спрыгнули ко мне в лодку. Отплыв примерно на  100 м  мы напряженно  ждали взрыва и его последствий... Примерно через  4 -5 минут  раздался раскатистый взрыв и корабль стал  медленно опускаться в воду. Примерно через  10 минут парусник погрузился в пучину.»

«Горьх Фок» был затоплен своей командой в точке 54 градуса 17 минут 28 секунд северной широты и  13 градусов 8 минут 22 секунды восточной долготы. Из воды торчала часть его носа,  бушприт и мачты. Но никто не подозревал, что парусник вскоре обреете и новое имя, и новую жизнь.

История учебного судна «Горкх Фок» только начиналась.



[1] Примечательно то, что Мевис до этого командовал в 1926-29 годах одним знакомым уже читателям  парусником  Рейхсмарине – как раз тем самым «Ниобе».


Tags: Кригсмарине
Subscribe

  • Тяжела доля гегемона, послекрымское

    Я со своим обычным "везением" немного приболел прям 31-го декабря, поэтому все новогодние праздники сидел дома. Ну и поскольку делать особо было…

  • Опять около Крымской

    За Венгерский поход Николая I не пинал только ленивый. Вернее – ленивый, не знающий истории. Тем удивительнее, что в тот же самый момент…

  • Крымская война. Новая война по старым правилам.

    Вторая часть Крымской, где мы разбираем технику и технологию. К вышеизложенному то, что хотелось бы добавить. Когда сам прослушал ролик, было…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments