George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Category:

Галера vs корабль

Поскольку уже несколько человек задало вопросы, почему галеры против корабля очень нечасто выигрывают сражения.
Если что, я думаю, galea-galley дополнит.
Итак, в чем преимущество галеры перед кораблем?
Их всего два.
1) Низкий силуэт.
2) Возможность ходить против или без ветра.

Есть еще и третье преимущество, но оно зависит от того, где происходит бой. Это малая осадка. То есть на мелководье это преимущество. В открытом море низкий борт и малая осадка скорее минус, чем плюс.

Ну а теперь давайте поговорим про преимущества корабля.
1) Борта, которые подобно брустверам или крепостным стенам защищают экипаж. Да, они не гарантируют от пробития и осколков, тем не менее действие ядер они локализуют. Ну и против ручного оружия борта являются абсолютной защитой.
2) Более высокий борт. Позволяет нашим стрелкам и пушкам верхней палубы стрелять сверху вниз, вся галера для нас как на ладони.
3) Большая осадка. Делает корабль более устойчивым и мореходным при непогоде.
4) Большое водоизмещение относительно галеры. Вернее даже не так - большая масса. Позволяет наносить самим корпусом жесточайшие повреждения галере, при этом локализуя при столкновении собственные повреждения.
5) Парусное вооружение. Относительно весельного вооружения оно гораздо более защищено и быстрее заменяемо. Если наше ядро просто попало в весло галеры - как минимум мы вывели из строя пару-тройку гребцов, плюс - заменить весло (при наличии такой замены) - особенно в бою - это очень нетривиальная задача. Тогда как парус, даже дырявый, вполне исполняет свою функцию, и поменять его, даже в бою, гораздо легче.

Что происходит при метком залпе по галере?
Цитата из испанского отчета 1748 года, противо-алжирские экспедиции Энсенады: "Вражеские галеры приближались, вдоль каждого борта поднимались и опускались весла, выглядело это очень эффектно. Появились дымки от пушечных залпов, одно из ядер с вражеской галеры сбило нам фок-рею, и повредила грот. На шканцах корчились в крови двое морских пехотинцев. Наш капитан закричал: "Огонь!", и корпус задрожал от выстрелов наших пушек. Когда рассеялся дым, мы увидели действие нашего залпа. Бак ее выглядел ужасно - ошметки тел валялись по палубе, часть весел были сломаны, кровь текла во все стороны, галера остановилась и стала беспомощной. Мы приказали пиратам спустить свой флаг. Некоторые из корсаров подняли свои мушкеты как знак неповиновения, однако появился капитан, весь в крови, который снес саблей голову одному из поднявших мушкет и закричал: "Да-Да, мы сдаемся!".



Резюмируя. Галера хороша на мелководье, когда корабль стеснен в маневренности и может сесть на мель (или уже сел) из-за малых глубин. Галера так же хороша в штиль, поскольку опять-таки, корабль стеснен в маневренности, и галера может зайти с носа или кормы (чтобы не стать мишенью для расстрела) и атаковать корабль с помощью абордажа, предварительно даже постреляв по нему с удобного курсового угла и расстояния.
Галера так же хороша в случаях, когда у корабля ослаблен/малый экипаж (экипажу корабля надо управляться с парусами и одновременно вести огонь из пушек).

В любом другом случае галера проигрывает парусному кораблю.
Здесь естественно затрагивается противостояние "Галера vs военный корабль". Мы не рассматриваем захват торговых или транспортных судов. Так же не рассматриваем лаки-шоты, отсутсвие на корабле пороха и прочий форс-мажор.
Tags: испанской флот, капер, корсар, теория, цитатник
Subscribe

  • Об особенностях деревянного кораблестроения разных стран.

    В истории почему-то укрепился устойчивый миф о том, что плохое качество русских кораблей парусного флота было вызвано волюнтаризмом Петра I (…

  • Прекрасное)

    В начале XIX века в составе Роял Неви было такие два корабля 50-пушечный HMS Romney и 32-пушечный фрегат Sensible. Так вот, наткнулся я на осуждение…

  • Просто так

    Вы же помните Навигационные акты 1651-го и 1660-го, ну и выводы по ним, делаемые отечественными учебниками?) Напомню их смысл. "ввоз в Анг­лию,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 152 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Об особенностях деревянного кораблестроения разных стран.

    В истории почему-то укрепился устойчивый миф о том, что плохое качество русских кораблей парусного флота было вызвано волюнтаризмом Петра I (…

  • Прекрасное)

    В начале XIX века в составе Роял Неви было такие два корабля 50-пушечный HMS Romney и 32-пушечный фрегат Sensible. Так вот, наткнулся я на осуждение…

  • Просто так

    Вы же помните Навигационные акты 1651-го и 1660-го, ну и выводы по ним, делаемые отечественными учебниками?) Напомню их смысл. "ввоз в Анг­лию,…