?

Log in

No account? Create an account
 
 
11 July 2009 @ 02:16 pm
Еще раз об англичанах и Балтике 1726 года  
Не знаю почему, но у многих людей, изучающих русскую историю, укрепилось мнение, что русский флот был дерьмом.
Смешно конечно, но в пример приводят 1726 год - мол, приплыл Уоджер на защиту Дании - и русские попрятались в норы, как крысы.

Я не буду цитировать шканечные журналы того же фрегата "Крейсер" или "Вахмейстер", которые крейсировали на линии Ревель-Ханко в ожидании английского флота. Приведем всего лишь донесение Апраксина императрице, писанное с борта ЛК "Святая Екатерина".

"1726 года, мая 23
Кроншадт
писано на борту корабля "Св. Екатерина"

В рабской покорности В.И.В. доношу. По прибытии моем в Кроншадт осматривал внешния крепости и прочия безопасности, и нашел все это в великом неисправлении, а именно:  батареи пушками неудовольствованны, и во многих местах есть еще неготово, и для того с общего согласия г.г. флагманами определил: оныя батареи, прамы, а так же 2 фрегата ("Лансдоу" и "Страфорт"), которые снаряжены будут брандерами, и мачт-лихтеры исправлять и потребным снабдевать как можно наискорее. Так же к всему, государыня, прилагаю чертеж, как будет стоять флот и в которых местах по изготовлении поставятся вышеописанные прамы, бомбардирския корабли и брандеры.
При том В.И.В. всеподданейше доношу, что для всякой опасности (чтоб английския и датския корабли не могли сюда прийти) отправляем в крейсерство корабль "Арондель" и 2 фрегата ("Винд-Хунд" и "Стор-Феникс") ради смотрения супостатов, и будут они крейсировать друг от друга ввиду; и ежели к здешнему порту пойдут и в каких парусах, чтоб могли определенные им сигналы скорейшую здесь видимость получить. А крейсерство велим им проводить по сему : на Гогланд послан поручик Сомов, велено ему на самом вышнем месте сделать три пирамиды, и когда оные иностранные корабли будут иметь парус от 20 или более, тогда те пирамиды зажгет все вдруг, а тот огонь смотреть фрегату "Стор-Фениксу", и о том ему давать сигнал фрегату "Винд-Хунд", оному такой же сигнал делать "Аронделю", а тому - до брандвахты, коею несет фрегат "Вахмейстер", сему же последних знак учредить до нас.
А буде поручик Сомов увидит от 10 до 15 парусов - жечь ему две пирамиды, а крейсерам друг от друга чинить сигнал особый (чтоб здесь по оным можно было знать, сколько кораблей будут идти). "


К бою были подготовлены Ревель, Нарва и Роггервик. В Ревеле корабли были сконцентрированы у входа в старую гавань, у Пириты стоял отряд в 5 фрегатов и несколько легких судов. Гарнизоны данных городов были усилены 6 полками, в Ревеле и Рогервике были поставлены дополнительные батареи из 18-фунтовых орудий.

Англичане немного ошалели от таких приготовлений (будучи осведомлены об этом через шпионов). Вот письмо Уоджера Апраксину от 28 мая 1728 года:

"Писано на борту ЕВК "Торбей"

Его Великобританское Величество, мой король, зело удуивился слышать о таком военном приуготовлении, которое Е.И.В. царица всероссийская изволит чинить в Санкт-Петербурге как морем, так и сухим путем, хотя имея мир со всеми соседями, о котором приуготовлении получил он подлинное известие, оттого иначе не мог мнить, токмо что намерения ее суть возмущать настоящий мир и покой в северных странах. Государь мой паче всего желает соблюдать мир и покой во всей Европе. И для того послали меня с эскадрой ради протекции и обороны кого-нибудь из союзников, который может быть под страхом атакования."


Далее Уоджер пишет, что ни в коем разе не собирается нападать на русские порты и просит лишь принять письмо от короля Георга, какое он и высылает с лейтенантом Барнеттом.

29 мая Уоджер приблизился к Ревелю. На борт флагмана англичан поднялись русские парламентеры - капитан Алтуфьев и капитан-лейтенант Чаадаев. Те кто хотят - могут в Президентской Библиотеке прочитать донесение русских парламентеров, побывавших у Уоджера. Альтуфьев и Чаадаев пишут, что Уоджер принял их о
ласково, и сразу же стал извиняться за то, что английская эскадра подошла к Ревелю. Он говорил, что не собирается атаковать русских, а хочет только лишь узнать, для войны с кем ведутся такие приготовления. Если только не с Англией - Ройал Неви сразу же удалится.
Русские парламентеры сказали, что если флот Его Величества только попробует войти в гавань Ревеля - он будет обстрелял всеми видами артиллерии порта. Договорились, что письмо Уоджера отвезут в Кронштадт Апраксину.

Меж тем к Апраксину стекались данные об эскадре Уоджера - фрегат "Самсон" перехватил дружественных голландцев и узнал от них о составе эскадры. Фрегаты "Крейсер" и "Яхт-Хунд" постоянно держались вблизи англичан (так через два века "Норфлок" и "Саффолк" будут мозолить глаза "Бисмарку"). 24 мая к Кронштадту в сопровождении нашего ЛК подошел английский фрегат "Порт-Магон". Не доходя трех милей до гавани фрегат лег в дрейф, оттуда последовал запрос к Апраксину - может ли он принять Барнетта с письмом для императрицы.  Сразу же напротив фрегата стали в полной изготовке 12 больших галер, фрегату было приказано спустить паруса, что он и исполнил.

31 мая императрица ответила Апраксину. В письме было следующие указания: Барнетта с фрегатом отпустить к своим, Также к Уоджеру отправить с нашим фрегатом нашего офицера с письмом Е.И.В. королю Георгу.

Англичане стояли у Наргена. Уоджер откровенно боялся спровоцировать русских: интересен тот факт, что адмирал Чарльз Уоджер пишет письмо коменданту Ревеля о том, что англичане собираются отмечать Троицу, поэтому пусть русские не в коем случае не примут салют в честь праздника на начало военных действий. В ответ губернатор написал, что стрелять могут, сколько угодно, но если он заметит движение в сторону Ревеля - сразу же откроет огонь.
30 мая в 14.00 англичане снялись с якоря и приблизились к городу, встав между мысами Гуфф и Калл у старой Гавани, но за пределами дальности русских орудий. К Уоджеру были посланы полковник Немцов и капитан Шапизо с требованием, чтобы англичане вернулись на прежнюю стоянку. Уоджер объяснил парламентерам, что стоянка его была неудобна, хотел сдать к норду, но малость заплутал. На просьбу удалиться англичане не среагировали, заявив, что жду обратно "Порт-Магон". Это заставило коменданта Ревеля поставить у Гаффа шестнадцать 24- и 18-фунтовых , восемь 12-фунтовых орудий, а так же посадить на мель у главной батареи ветхий прам "Бык", приготовленный к тимберовке.

Являлось ли это блокадой портов? Ни в коем разе. 8 июня в Рогервик свободно заходит фрегат "Самсон", крейсировавший у Ханко.   Сандерс в ответном письме приказывает капитану фрегата взять провизию и вернуться к месту крейсирования. Есть слухи, что туда могут подойти датские корабли.

13 июня к эскадре Уоджера присоединились 8 датских кораблей (по ведомости наблюдателей с русской стороны - 7 ЛК и 1 флейт). К ним были посланы уже знакомые нам Немцов и Шапизо. Рапорт их (построенный в форме вопрос-ответ) веселит донельзя. В вольном пересказе это выглядит примерно так:

"Русские: Чего пришли?
Датчане: повидаться с английским флотом. Неприязни к вам не имеем. И вообще, вы тоже к нам 10 лет назад в Копенгаген захаживали. А так уже в принципе сваливать собираемся.
Русские: писем ни от кого никаких нет?
Датчане: Нет.
Русские: свободны."


Один 50-пушечник датчан вылетел на мель (а всего там было три 60-пушечника, три 50-пушечника, один 40-пушечник и флейт в 8 орудий).

15 июня Екатерина I отослала ответное письмо Георгу. В ней она давала резкую оценку действиям англичан. Красным были выделены следующие слова: "ежели мы только когда повелим флоту нашему в море идти, то тогда через сие Вашего Королевского Величества запрещение себя воздерживать не допустим. И как мало мы сами себя возвышаем, так и другим законы свои предписывать не хотим. Мы есть абсолютная и самодержавная государыня, которая ниоткого кроме единого бога не зависит, оныя от иного кою принять вознамерены".

В это время Ревель готовился к возможному штурму. Был отдан приказ свезти со всех кораблей припасы и лишнее на берег. Кораблям иметь не менее 20 зарядов на орудие. Старый ЛК "Британия" был подготовлен к затоплению на фарватере. Прам Олифант, вооруженный десятью 18-фунтовками, был посажен на мель у мыса калл и держал под обстрелом восточный вход в гавань.

Императрица тем временем начала склонять на свою сторону британских купцов - указом от 26 июня было запрещено грабить и наносить убытки английским коммерсантам, все уже действующие контракты приказывалось выполнять. 23 июня адмирал Мишуков на 50-пушечном "Рафаил" прибыл к Уоджеру с письмом от императрицы. 25 июня стороны сели за стол переговоров. Уоджер послал ответ императрицы королю и стороны опять мучительно ожидали развязки.

Ожидание продолжалось до 1 октября, потом англичане просто ушли домой. Все это время в море постоянно нахидились ЛК "Арондель", фрегаты "Крйсер", ""Яхт-Хунд", "Самсон", "Винд-Хунд". Эпизодически ЛК "Рафаил",  "Исаак-Виктория", фрегат "Стор-Феникс", шнява "Фаворитка".

В Ревеле все это время стояли всего 4 ЛК:  "Св. Михаил", "Британия" (готовилась к тимберовке), "Принц Евгений", Не тронь меня".
Фрегаты ревельской эскадры (Яхт-Хунд и Самсон) постоянно были в море.

В общем действия русских моряков надо признать очень грамотными, умелыми. А вот действия англичан и датчан откровенно слабы.


 




 
 
 
George Rookegeorge_rooke on July 11th, 2009 11:58 am (UTC)
И в продолжение - выписка из шканечного журнала фрегата русского фрегата "Эспиранс", ходившего во Францию летом 1726 года.

"21 июня. Вышли из Ревеля в море.
6 июля. Встали на якорь в Гельсингфорском рейде.
9 июля. Вошли в Категат. Салютовали из 7 пушек. Отвествованно из Гельсинорской крепости 1 выстрел, из Гельсингброской - 2.
13 июля. От великого ветра и волнения спустились к Норвегии.
20 июля. Снявшись с якоря пошли в море.
29 июля. Уидели что нижняя часть руля имеет повреждения. На консилиуме согласились идти в Голландию, к тексельскому рейду.
1 августа. Легли на якорь на Тексельский рейд.
7 августа. вынув руль повезли на боту в Амстердам.
15 августа. Привезли исправленный руль.
18 августа. вышли из Текселя в составе конвоя из 30 судов. С нами - голландский фрегат, конвоирующий суда в разные французские порты.
19 августа. Вошли в Па-де-Кале.
26 автуста. Вышли из состава конвоя. Отсалютовали голландскому фрегату 5-ю выстрелами. Он отвествовал равным числом залпов. Пошли к острову Доус (у Гиени).
4 сентября. Подошли к башне Кордуан (вход в Бордосскую гавань).
7 сентября. Приехали к нам таможенные офицеры и запечатали весь товар в корзины.
8 сентября. Приехал на фрегат из Бордо российский консул.Взяв лоцмана пошли вверх по реке и того же дня прибыли в Бордо.
14 сентября. Начали выгружать товары на пришедшие с берега барки. Выгрузя товары начали разоружаться и положили весь такелаж в трюм."

Правда, не совсем похоже на прорыв сквозь блокаду?..)))
Оберефрейторobergefreiter on July 11th, 2009 12:12 pm (UTC)
"А вот действия англичан и датчан откровенно слабы."

Чем слабы? Для этого надо определить соотношение того, что они должны были сделать к тому, что сделали.

"русский флот был дерьмом"

Мне кажется, силы и слабости русского флота прекрасно оценил Ден.

"Правда, не совсем похоже на прорыв сквозь блокаду?..)))"

Так может, ее и не было :) ?
George Rookegeorge_rooke on July 11th, 2009 12:16 pm (UTC)
Что англичане и датчане делали - до сих пор неясно. Оперативных и тактических планов у них не было. Был план напужать русских - на мой взгляд он совершенно не удался.
Поход на Данию к концу мая уже перестал быть актуальным. Так что действия английского флота на Балтике были просто бесполезны.
Что же до блокады - некоторые т оварищи утверждали, что она была. Более того - некоторые товарищи рассказывали, как русские в панике собирались топить весь свой флот.
Подробнее см. вот здесь:

http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=1489
Оберефрейторobergefreiter on July 11th, 2009 12:27 pm (UTC)
"Был план напужать русских - на мой взгляд он совершенно не удался."

Осуществление подобных планов всегда больше зависит от тех, против кого они замышляются, чем от тех, кто их замышляет. Вот если бы дело дошло до дела -- был бы другой разговор :) .

"Подробнее см. вот здесь"

Спасибо. Но, мне кажется, Ваш товарищ (Эд -- это ведь Созаев, да?) тоже не совсем прав, говоря о "беспомощности". Если бы у них был приказ на активные действия, а они ничего не сделали бы, тогда да. А так -- см. выше.

Кстати, как Вы сами оцениваете мнение Дена о флоте Петра?
George Rookegeorge_rooke on July 11th, 2009 12:42 pm (UTC)
А где оно? Дайте ссылку.
Оберефрейторobergefreiter on July 11th, 2009 01:03 pm (UTC)
На русском издана небольшим тиражом в 2002-м, перевод и комментарии Кротова, в Сети не видел.

А так вещь более чем известная:

http://www.archive.org/details/historyofrussian00contuoft
George Rookegeorge_rooke on July 11th, 2009 01:09 pm (UTC)
Честно сказать, я не читал эту книгу. Но по опыту общения с другими книгами могу предположить, что написано там мало что правильно. Дело в том, что наши архивы очень разрознены и разбросаны, попасть в них тяжело.
Тем более- раз написана в 1899 - многие данные устарели.
Рад буду, если это не так.

То, что я написал сейчас - это выжимка из документов Президентской библиотеки ("Документы по флоту времен царствования Екатерины I и Петра II").

Вообще наша история настоятельно требует пересмотра. Слишком мало становится Соловьеа, Карамзина, Иловайского и Костомарова.
Оберефрейторobergefreiter on July 11th, 2009 01:24 pm (UTC)
Черт. Не туда ответ запостил :) .
Оберефрейторobergefreiter on July 11th, 2009 01:23 pm (UTC)
"Рад буду, если это не так."

Совершенно не так :) . Не столько по содержанию книги, сколько по обстоятельствам написания.

1899 -- это год издания, причем, если я правильно помню вводную статью (лень искать ее, но если будет нужно :) ...), английское издание 1899 года было вторым, а первый русский перевод был издан в 97-м. Сама же книга написана книга в 1724 году, автор -- непосредственный участник событий, английский офицер и руский капитан. Сама книга представляет собой нечто вроде дополнения к отчету о состоянии русского флота в 1723 году, когда этот товарищ побывал в России в составе дипломатической миссии -- и каковой отчет включен в нее последней главой :) .

Она, как любые воспоминания, несвободна от фактических ошибок, но в то же время дает ряд интересных подробностей и оценок.

"Вообще наша история настоятельно требует пересмотра. Слишком мало становится Соловьеа, Карамзина, Иловайского и Костомарова."

Мне кажется, этой новости на прошлой неделе сто лет стукнуло :) .
George Rookegeorge_rooke on July 11th, 2009 01:26 pm (UTC)
О, вот за это спасибо. Чуть ниже я уже постил мнение адмирала Норриса о русском флоте. Интересно почитать и другие мнения.
dirry_moirdirry_moir on July 11th, 2009 05:48 pm (UTC)
"Альтуфьев и Чаадаев пишут, что Уоджер принял их о
ласково, и сразу же стал извиняться за то, что _российская_ эскадра подошла к Ревелю."

Имеется в виду английская эскадра?
Очень интересно, спасибо.
George Rookegeorge_rooke on July 11th, 2009 06:02 pm (UTC)
Исправил.
Сергейsir_malkovich on July 24th, 2009 09:12 pm (UTC)
Прам Олифант

Это тот самый, гангутский?
George Rookegeorge_rooke on July 25th, 2009 05:34 am (UTC)
Скорее всего - да. Элефант Эреншельда.
Оберефрейторobergefreiter on July 26th, 2009 12:35 pm (UTC)
Возможно, не он.

Шведский Элефант стоял в Питере.

А в Ревеле был свой Олифант, постройки 1717 года. Правда, указан как разобранный в 1724.