George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Categories:

Осада французских Тулона и Бреста (1944) (из книги адмирала Исакова)

Брест - (1944 г.) — главная база французского флота на Атлантическом побережье; третий по экономическому значению торговый порт Франции: штатная приморская крепость.

Брест был захвачен с суши германскими войсками 19 июня 1940 г. вместе с некоторыми недостроенными кораблями французского флота, в том числе линейным кораблем «Сlemanceau». Брест использовался нем­цами как операционная база для подводных лодок, действующих в Атлантике, и служил убежищем и ремонтной базой для линейных кораблей « Scharnhorst » и « Gneisenau », затем и крейсера «Prinz Eugen» до их прорыва в Северное море в феврале 1942 г. Брест подвергался многократным массированным ударам английской авиации с целью вывода из строя названных кораблей. В последующем база неоднократно подвергалась воздушным атакам для затруднения базирования немецких подводных лодок.

Общая обстановка на море и в воздухе в период операций по захвату Бреста аналогична таковой для Шербура и Гавра.

5 августа 1944 г. можно считать началом операции непосредственно против Бреста.

Быстрое вторжение американских войск из Нормандии в Бретань и выход их к побережью Бискайского залива уже к 11 августа обеспечили полную изоляцию Бреста (и Лорьяна) от фронта и главных германских сил. 11 августа к крепости начали отходить с упорными боями остатки трех немецких дивизий. Одновременно заканчивалось строительство и оборудование обвода сухопутной обороны. В тот же день немцами была предпринята попытка эвакуировать морем часть войск и боевой техники в оставшиеся базы Бискайского залива. Блокадные силы флота союзни­ков сорвали эту попытку.

12 августа, после отклонения немцами ультиматума о сдаче, тяжелой авиацией союзников был произведен массированный налет на базу. 13 августа немецкие войска для противодействия тесному обложению крепости произвели несколько контратак. До 25 августа частные бои шли с переменным успехом, однако немецкие позиции последовательно сжимались. Неоднократно производились воздушные налеты на базу и объекты системы сухопутной обороны.

25 августа и в ночь на 26 августа имела место концентрированная атака при одновременной бомбардировке с воздуха и обстреле кораблями флота фланговых береговых батарей. Атакующим войскам не удалось добиться особого успеха.

27 августа союзники предприняли специальную воздушную операцию по затоплению у стенки линейного корабля «Clemanceau с тем, чтобы предотвратить затопление его немцами в воротах гавани.

3—6 сентября тяжелая авиация союзников вела ожесточенные бомбардировки сооружений базы и крепости.

12 сентября американцам удалось пробиться на одном из участков к внутренней полосе обороны и захватить старый форт в 3 — 4 км от базы.

21 сентября 1944 г., на 47-й день с начала операции, остатки гарни­зона после упорных боев в предместьях города и в порту капитулиро­вали. Все уцелевшие подводные лодки и торпедные катера заблаговре­менно ушли в Сен-Назер и Рошфор.

Относительно длительное сопротивление блокированных с суши, моря и воздуха немцев в Бресте объясняется: 1) большим по сравнению с Шербуром временем, которым располагали немцы для подготовки сухопутного фронта после обозначившейся угрозы обхода; 2) активной обороной немцев; 3) благоприятными для обороны условиями местности на подходах к Бресту; 4) наличием больших запасов продовольствия и боезапасов в базе; 5) сравнительно меньшими, чем под Шербуром, силами атакующих, так как к этому времени американская армия оккупировала почти всю Бретань и вела бои за ряд крупных населенных пунк-тов как на побережье, так и во внутренних департаментах Франции, в главные силы генерала Эйзенхауэра пробивались в Лотарингию.


Тулон

Тулон — главная база французского флота на Средиземном море с полным оборудованием (верфи, доки, арсенал, склады горючего и всех видов снабжения и т.д.); первоклассная приморская крепость с двойным поясом фортов и старой цитаделью, опоясывающей морской арсенал.

Рельеф местности благоприятен для обороны крепости. Наличие выдвинутых в море полуостровов с возвышенными мысами позволило вынести вперед оборону морского фронта, защищающую внешний рейд и внутреннюю гавань.

Крепость была построена по проекту Вобана. На протяжении своего существования она несколько раз подвергалась осаде с суши и блокаде с моря; накопленный опыт был использован в последующих проектах усиления обороны Тулона.

С годами на старую систему обороны наслаивались новые сооружения, но если еще в XVIII в. можно было считать оборону с суши и с моря относительно равноценной, то к XX столетию, и в частности в наши дни, морской фронт стал значительно сильнее не только благодаря наличию нового (башенного) вооружения, но главным образом потому, что сухопутный фронт, опираясь на позиции старых фортов, связанных с окрестными высотами (Дю-Кудон, Мон-Ком, Гро-Серво и др.), оказался для современных условий недостаточно въгаесенным вперед от объектов защиты (города, арсенала и порта).

В пределах крепости имелись морские и сухопутные авиабазы.

Тулон был захвачен немцами 27 ноября 1942 г. Французские моряки затопили большинство находившихся в этой базе кораблей, чтобы не отдать их в руки немцев.
К началу операции союзников по высадке на юге Франции морские подходы к Тулону были немцами минированы. В базе находились герман­ские подводные лодки, торпедные катера и несколько миноносцев. Здесь также был подготовлен к использованию в качестве плавучей батареи частично отремонтированный немцами французский линейный корабль «Strasbourg».
15 августа 1944 г. союзники начали высадку воздушных и морских десантов, состоявших из американских, английских и французских частей, на южном побережье Франции, на участке Сен-Тропез — Ницца. Ближайший фланг высадки отстоял от Тулона приблизительно на 70 км (по прямой). Одновременно французские части высадились на о-ва Пор-Кро и Дю-Леван (группа Иерских островов).

Обстановка в воздухе определялась тем обстоятельством, что отсутствие у немцев свободных резервов авиации вынудило их оттянуть большую часть авиачастей, ранее дислоцированных на юге, на север Франции. Мощные соединения тяжелой авиации союзников, действовавшие с баз, расположенных на Корсике, Сардинии, в Южной Италии и Сицилии, а также истребительная авиация, базировавшаяся на авианосцы (2 английских и 7 американских) и позднее перешедшая на отвоеванные аэродромы, встретили исключительно слабое сопротивление. Десант ни на переходе, ни при высадке не был атакован с воздуха. Позднейшее появление в воздухе незначительных немецких воздушных сил не повлияло на ход операции против Тулона, так как союзная авиация к этому времени уже действовала с захваченных аэродромов и полностью господствовала в воздухе. Союзниками была установлена с 15 августа 1944 г. тесная блокада Лионского залива, вернее, непосредственных выходов из Марселя и Тулона.

И без того слабые морские силы немцев проявили мало активности. 16, 17 и 18 августа пытавшиеся добраться к району высадки торпедные катера, и' сторожевые корабли были частично потоплены охранением и не допущены к десантным кораблям, а остальные оказались вынужден­ными возвратиться в Тулон.

Главные силы экспедиционных войск после закрепления плацдарма высадки начали действовать в северном направлении, а специальная группа войск была выделена для захвата Тулона и Марселя и очищения побережья. Последняя группа сразу же развила наступление в западном направлении, стремясь перерезать все пути сообщения Тулона и Марселя. Подвижные части этой группы уже 20 августа подошли к г. Иер.

20, 21 и 22 августа отряды кораблей (включая линейные корабли и крейсера) обстреливали внешние форты Тулона и поддерживали огнем наступающие части. Одновременно производились бомбардировки крепости с воздуха, одной из целей которых было потопление линейного корабля «Strasbourg».

20 августа отдельные подвижные части союзников, поддерживавшиеся тактической авиацией, достигли сухопутного обвода крепости. 21 августа одна из колонн пробилась к цитадели. 22 августа сдался гарнизон о. Пор-Кро. 23 августа Марсель оказался отрезанным от Авиньона и одна колонна наступающих войск вступила в предместья Марселя. Можно считать, что с этого момента Тулон был полностью отрезан от остальной Франции.

25 августа прибрежный фланг наступавших войск поддерживался огнем кораблей, и в частности главным калибром французского линейного корабля «Lorraine», обстреливавшего береговые батареи на мысе Мандрье. В Марселе шли очистительные уличные бои.

26 августа почти вся крепость, а также город и порт были заняты французскими и американскими войсками; фактически Тулон уже был захвачен. 28—29 августа капитулировали последние части немецких войск на п-ове Мандрье, в Марселе и на о. Фриуль.

Таким образом, Тулон был взят с суши на 12-е сутки с начала высадки десанта и на 6-е сутки с момента начала ускоренной атаки против самой крепости.

Союзники захватили большое количество пленных (до 20 000 человек в Тулоне и Марселе) и военных материалов. К моменту захвата базы передовые части главных сил союзников подходили к Греноблю.

 

Tags: ВМВ, Кригсмарине, французский флот
Subscribe

  • Просто так

    Как многие знают - легенда гласит, что картофель в Англии и Ирландии появился с помощью незабвенного Уолтера Рейли, который привез его из своего…

  • Как начинаются войны

    Из-за решения в 1801 году не передавать свои корабли англичанам и дать бой датский флот в значительной степени оставался неповрежденным и…

  • Экспедиция Лестера - 1

    Ну а на Варспоте начался еще один мини-сериал из пяти частей, который я давным давно обещал, когда мы с вами еще разговаривали в Клубе Дюма. Речь об…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments