George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Categories:

Мысли вслух

Чем более читаю про промышленность и производство Первой Империи во Франции, тем все больше вспоминается вот эта цитата из Шеина и Уланова: "Возможности советской промышленности 1970–1980-х годов проецировались на реальную технику 1941 г. и реальную армию 1941 г. Для СССР незадолго до его распада производство каких-нибудь бронекорпусов, дизелей, обычных, не автоматических, коробок передач было вполне по силам. Конечно, для большинства были очевидны серьезные проблемы с качеством продукции отечественной промышленности. Однако здесь была найдена очень удобная спасительная лазейка. Определенная доля разброда и шатания, охвативших общество в брежневский и горбачевский период, считалась невозможной во времена после 1937–1938 гг. Опять же, не без оснований считалось, что на оборону работают лучшие кадры и здесь задействовано самое лучшее оборудование. Как бы само собой подразумевалось, что «атмосфера страха» заставляла людей работать как можно лучше. Тем более что тогдашней властью признавалась в той или иной форме всеохватность ужасов репрессий. Они были ответом на многие неудобные вопросы. Так что даже те, кто не прикасался через слепую машинопись «самиздата» к фантазийному миру «Архипелага ГУЛАГа», оставались в плену представлений разоблачившего культ личности XX съезда. Статус аксиомы получил тезис о невозможности и немедленной наказуемости серьезных упущений на производстве и в вооруженных силах. В немного гротесковом виде это представление можно выразить одной фразой так: "Если уж невинных сажали, то уж реально виновных наверняка сразу разрывали на куски и пожирали их еще трепещущую плоть в сыром виде."
Мы, говоря о промышленности Наполеоновской Франции, проецируем свои знания времен Наполеона III на империю времен Наполеона I.
Нет, некоторые сектора промышленности действительно были очень сильно развиты. Корабельное строительство заслуживает всяческих похвал. Корпус морской артиллерии - тоже. Но если брать оценку в общем и целом - промышленность Франции была тем еще днищем. Ну а все что не было днищем (я говорю о периоде 1790-х и далее годов) - было создано с помощью.... господ англичан.
Завод Крезо, построенный рядом с месторождениями угля в Шарбоньер - это английский промышленник Уильям Уилкинсон, создавший доменные печи по английскому образцу и организовавший выработку угольного кокса (1782 год).
Совершенно то же касается и литейного цеха в Эндре (Fonderie d'Indret), который Уилкинсон по приглашению тогдашнего министра Сартина создал с нуля на английских принципах.
Главной кузницей стрелкового оружия во время Империи стал... бельгийский Льеж. Ибо мощности Франции совершенно не дотягивали до уровня Бельгии. В 1793-м проблема с оружием была столь острой, что под оружейные мастерские отдали даже ... левое крыло Версаля.
Вообще захваченные Австрийские Нидерланды стали палочкой-выручалочкой для армий Франции, ибо там сосредоточились основные производства. Не потому что хотели развить Бельгию, а потому, что французская промышленность обеспечить нужного количества товаров и их качества просто не могла.
Заводы под Льежем, созданные еще при королях, тужились как дизель в Заполярье, но не могли покрыть всех потребностей.
И да, один параметр, очень хорошо характеризующий литейное производство Франции, и заодно не оставляющий камня на камне о рассказах об отсталости России на тот момент.
В 1806 году в Англии с помощью кокса было выпущено 97 процентов железа. Во Франции - 2 процента. В России - 2.5 процента. Эти 2.5 процента обеспечены Луганским заводом и Лисичанской угольной шахтой, ибо (опять-таки англичане!) Луганский завод строился знаменитым шотландцем Чарльзом Гаскойном тоже на принципах использования кокса, а не дровяного угля. Но в России это хотя бы объяснимо,поскольку лесные запасы России и Франции несопоставимы!!!



Одна из старейших французских оружейных мануфактур - оружейный завод в Сент-Этьене.
Tags: экономика
Subscribe

  • Немного про статуты Килкенни.

    Ибо их очень часто ставят как обвинение в сторону англичан относительно бедных незлобивых ирландцев. Мол, это прям продуманная политика угнетения…

  • Просто так

    Как многие знают - легенда гласит, что картофель в Англии и Ирландии появился с помощью незабвенного Уолтера Рейли, который привез его из своего…

  • Послушал тут новые "Байки Карибского моря"

    Узнал много нового))) Оказывается, стандартный экипаж фрегата XVII-XVIII веков - это 130 человек) Оказывается, борта у "Черной Жемчужины"…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 58 comments

  • Немного про статуты Килкенни.

    Ибо их очень часто ставят как обвинение в сторону англичан относительно бедных незлобивых ирландцев. Мол, это прям продуманная политика угнетения…

  • Просто так

    Как многие знают - легенда гласит, что картофель в Англии и Ирландии появился с помощью незабвенного Уолтера Рейли, который привез его из своего…

  • Послушал тут новые "Байки Карибского моря"

    Узнал много нового))) Оказывается, стандартный экипаж фрегата XVII-XVIII веков - это 130 человек) Оказывается, борта у "Черной Жемчужины"…