George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Category:

Траты на французский флот в начале XVIII века

Бюджет французского флота между 1715 и 1740 годами в среднем составлял 10 миллионов турских ливров. Из этой суммы примерно 2 миллиона - это тратились на зарплаты плюс долги прошлых периодов, 1.7 миллионов выделялись для колоний (в том числе и военно-морских баз там), 1.6 миллионов - на корпус галер, 1 миллион - прибрежные сооружения, порты, маяки, арсеналы, запасы флота и т.п., и на строительство кораблей оставалось 3,7 миллиона ливров.
Из этих денег примерно 1.2 миллиона шли на закупку пушек, и только 2.5 - на строительство кораблей.
При Лейтенант-генерале Рене Дюгэ-Труэне общий состав флота был определен в 60 кораблей (на оба флота - Океана и Леванта), а срок службы корабля - в 12 лет. Таким образом в год требовалось вводить 5 кораблей.
С учетом того, что 100-пушечный корабль тогда стоил под миллион, и, соответственно, денег выше расписанного бюджета хватало только на два с половиной корабля, было принято решение сосредоточиться на постройке 74- и 64-пушечников (цены соответственно 750 тыс. и 540 тыс. ливров, правда тут я указываю цены вместе с вооружением). Таким образом хватало на два 74-пушечных и три 64-пушечных корабля в год, и даже немного оставалось на тимберовки уже существующих линкоров.
Однако этот план никогда не выполнялся, хотя это наверное и так понятно - ведь флоту нужны не только линкоры, но и фрегаты, внеранговые суда, корабли снабжения и поддержки.
Ради снижения трат на флот в свое время Кольбер вместо найма гребцов на галеры решил сначала туда слать преступников, а потом и вообще всех неугодных. К примеру с 1669 по 1689 годы на галеры было выслано 35 тысяч... цыган, ибо не фиг, как говорится. К 1730-м количество галер сократилось, и теперь (опять-таки, ради удешевления производства) каторжников использовали на стройках флота.
Кстати, самыми высокооплачиваемыми на французском флоте были марсофлоты (topmen), то есть те, кто работал в парусами. Они получали на треть больше всех остальных.
Ну и еще из интересного. Как мы помним, во французском флоте был один гамак на двоих. Так вот два матроса, пользовавшихся этим гамаком (никогда не встречаясь, заметим), считались морскими братьями, или братьями по морю - amatelotés. Это переделанное голландское слово mattenoot, что вольно можно перевести как "связанные".

Данные из Patrick Villiers, Jean-Pierre Duteil, Robert Muchembled "L'Europe, la mer et les colonies : XVIIe ‑ XVIIIe siècle", Paris.

Tags: французский флот
Subscribe

  • Про Русский флот

    Тут задали вопрос, который очень часто задают со времен ВИФа любители сухопутных войск. Звучит он так: "А чем может похвастаться российский и…

  • Просто цитата

    Из книги William Howard Roberts "The American Navy 1865-1882": "Процесс сокращения Юнионистского флота начался еще до поражения Конфедерации. В…

  • Хроники английского Кавказа, часть 23

    Еще со времен Генриха VIII Англия считалась ненадежным должником, кредитный рейтинг ее был очень плохой. К эпохе Елизаветы ситуация не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

  • Про Русский флот

    Тут задали вопрос, который очень часто задают со времен ВИФа любители сухопутных войск. Звучит он так: "А чем может похвастаться российский и…

  • Просто цитата

    Из книги William Howard Roberts "The American Navy 1865-1882": "Процесс сокращения Юнионистского флота начался еще до поражения Конфедерации. В…

  • Хроники английского Кавказа, часть 23

    Еще со времен Генриха VIII Англия считалась ненадежным должником, кредитный рейтинг ее был очень плохой. К эпохе Елизаветы ситуация не…