George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Category:

Голландский флот перед Тридцатилетней войной

Эдуард Созаев (г. Москва)
Сергей Махов (г. Самара)


Состояние голландского флота перед войной.

 

В Голландии были свои проблемы. Три из пяти провинций, имевших выход к морю, имели отдельные адмиралтейства: это Голландия (имевшее два адмиралтейства – северное в Амстердаме и южное – в Роттердаме[1]), Фрисландия (восточная –Доккум, западная - Энкхайзен[2]) и Зеландия (Мидельбург), которые содержали пять отдельных эскадр, возглавляемых лейтенант-адмиралами. Адмиралтейства, хотя и были организованы в различных провинциях, формально починялись напрямую штатгальтеру, и были в федеральном, а не провинциальном, подчинении. Основной задачей этих учреждений был контроль сбора денег на флот, а так же  вооружение и оснащение своей эскадры. В свою очередь адмиралтейства по требованию провинциальных штатов осуществляли конвои купеческих судов своей провинции. В случае же полномасштабной войны адмиралтейства сообща выбирали лейтенант-адмирала, который командовал объединенным флотом. Капитаны судов в то время не служили во флотах на постоянной основе, а приглашались только на время военных действий или какой-либо операции.

 

Конечно же – подобная система создавала большие неудобства в комплектовании и снаряжении флота. Отсутствие централизации не позволяло в мирное время проводить учения, унифицировать вооружение и корабли, а так же приводило к жестоким спорам относительно главенства над соединенным флотом. Купцы разных провинций, имевшие совершенно разные коммерческие интересы, очень часто не могли договориться о стратегии использования флота. Это создавало постоянные проблемы не только в бою, но и в снабжении, увеличении корабельного состава, найме экипажей и т.п.

Вообще ситуацию с флотом Голландии можно кратко охарактеризовать известной русской поговоркой: «кто в лес, кто по дрова». Все усилия фризов доказать выгодность защиты рыбных промыслов наталкивались на совершенное непонимание амстердамских купцов, крики роттердамцев о плотной блокаде Дюнкерка совершенно не трогали остальных, а призывы амстердамцев резко увеличить военный флот Вест-Индской компании представителями других адмиралтейств воспринимались как совершенное издевательство. Именно подобное положение вещей стало причиной больших успехов испанской Фландрской эскадры в Северном море. Голландцы никак не могли договориться о совместных действиях, что позволяло дюнкеркцам раз за разом прорывать хлипкие блокирующие заслоны и выходить на охоту. Испанцы, совершенно не разбирающиеся в особенностях морской политики разных провинций, захватывали и груженые сельдью буссы фризов, и набитые корицей и гвоздикой флейты амстердамцев, и пинасы с солью и вином роттердамцев… В результате страдали все.

Чисто военных кораблей Нидерландов было очень мало, но в случае необходимости широко реквизировали торговые суда, ставя на них дополнительные пушки. Еще Уолтер Рейли писал, что  в Нидерландах «столько кораблей, сколько в одиннадцати христианских королевствах, вместе взятых». Соединенный флот Голландии мог составлять до 150 кораблей, из которых около 50 были специальной военной постройки.

Хотя в голландском флоте (как и в испанском) использовались галеоны, все же основным типом корабля, используемом в голландском флоте, был флейт. Из описания современников: «В 1595 году в Хорне было спущено на воду судно, которое называют хорнским бегуном или флейтом; оно построено очень широким, так что его ширина не менее, чем в четверо меньше его длины, а другие были еще длиннее о очень удобны для плавания по морю, так как способны ходить под парусами против ветра и имеют малую осадку».

Самое большое количество флейтов и галеонов было в эскадрах Амстердама и Роттердама, поскольку эти большие суда строились для защиты вест- и ост-индских конвоев, поэтому обладали большой вместимостью и хорошей мореходностью. Для эскорта купцов в пределах Балтики и Средиземного моря – там, где торговые суда заходили в порты по пути следования и вели выгодную торговлю недалеко от берега и между портами были небольшие по времени переходы – использовались пинасы.

Пинас был кораблем среднего водоизмещения, около 200 тонн, вооружение – до 20 орудий, длиной в 25-30 метров и с небольшой осадкой. Основной его особенностью была носовая часть корпуса, которая была почти перпендикулярной к поверхности воды. 

Так же очень многочисленным типом кораблей у голландцев были яхты (вооружение не превышало 6-12 орудий). Их основным достоинством была скорость и легкость хода, поэтому в военном деле они использовались для дозорной, почтовой и разведывательной службы. Это были двух- или трехмачтовые суда небольшого водоизмещения, с преимущественно косыми парусами.

Помимо упомянутых типов судов у голландцев были еще довольно много разновидностей кораблей – это и эверы, и буссы, и буеры, и тьялки, однако в документах адмиралтейств чаще всего они упоминались как тендеры или брандеры, то есть небольшие одно- или двухмачтовые суда, используемые для действий в прибрежных водах, разведки и в качестве брандеров при атаке больших кораблей противника.

Резюмируя можно сказать, что по качеству и количеству судов голландский флот на тот момент не имел равных, однако сильная децентрализация военного управления, совершенно неудовлетворительная система набора и подготовки экипажей, а так же отсутствие четкого планирования и постоянные склоки между адмиралтействами различных провинций привели к тому, что к началу войны голландский флот не смог сформироваться, как единая боевая сила, и действовал разрознено, тем самым нивелируя преимущество голландцев в кораблях.



[1] Последнее иногда называлось Мааским адмиралтейством.

[2] Иногда называлось Норденкватерским адмиралтейством.

 


Tags: голландский флот
Subscribe

  • Вынесу-ка я из комментов

    На Варспоте внезапно объявился тут у меня "поклонник", который сильно возмутился фразе: "Англия конца 16 века - государство с маленькой слабой…

  • Забытый разгром

    По статье Stefan Spett «The Forgotten Debacle: Dänholmen Island, Swedish Pomerania August 1807» из книги Smith, Digby «Napoleonic Wars Data Book» -…

  • Это пять, я считаю)))

    11 сентября 1807 года к Кристиансанну, где стояли две плавающие батареи и сем канонерок, прибыл британский дивизион во главе с 74-пушечным кораблем…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments