George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Categories:

7 мая 1915 года - Лузитания

7 мая 1915 года огромный четырехтрубный английский пассажирский корабль "Лузитания", который совершал обычный по расписанию рейс Нью-Йорк - Ливерпуль, был внезапно атакован немецкой подводной лодкой U-20 недалеко от южного берега Ирландии. Через восемнадцать минут после взрыва "Лузитания" полностью погрузилась в воду. По официальному заявлению представителей британского правительства, на борту пассажирского корабля не было вооружения, боеприпасов и военных моряков. Гибель "Лузитании" назвали одним из самых трагических событий первой мировой войны.
Лайнер шел в 10 милях от берега с постоянной скоростью 18 узлов. Для командира подводной лодки «U-20» это было настоящим подарком. Капитан-лейтенант Швигер уже обнаружил «большой пассажирский пароход» и теперь готовился нанести удар.
7 мая между 14.09 и 14.10 прозвучала команда: «Пли!» Капитан-лейтенант Швигер отметил в донесении: «Чистый носовой выстрел с дистанции 700 метров, торпеда «G» с заданным углублением 3 м под углом встречи 90°. Установленная скорость хода 22 узла».
Впередсмотрящий на баке «Лузитании» матрос Лесли Мортон заметил с правого борта предательскую белую полоску в воде, устремленную к судну. Он крикнул на мостик в мегафон: «Торпеды с правого борта!» Второй помощник капитана П. Хеффорд, услышав крик Мортона, повторил: «Идет торпеда, сэр!» Капитан Тернер, в это время изучавший с левого крыла нижнего мостика мыс Олд-Хед-оф-Кинсейл, успел сделать только один шаг к середине мостика, где стоял рулевой, как корабль потряс взрыв.
Судно сразу же стало крениться на правый борт и одновременно погружаться носом.
В 14 часов 10 минут Швигер записал в своем журнале: «Удар пришелся в правый борт сразу позади мостика. Необычно сильная детонация сопровождается очень большим (выше первой дымовой трубы) взрывным облаком. В дополнение к взрыву торпеды, очевидно, был второй взрыв (котел, уголь или порох). Надстройка и мостик над мостом попадания раскололись на части, и возникшее пламя охватило высокий мостик. Судно сразу же остановилось и получило сильный крен на правый борт и дифферент на нос...»
15.25 командир немецкой подводной лодки сделал последнюю запись: «Очевидно, судно недолго будет оставаться на плаву. Я погружаюсь на глубину 24 метра и ухожу в море. Я не смог выпустить вторую торпеду в эту толпу живых людей, пытающихся спастись».
Спасенных доставили в Куинстаун. Их было почти в полтора раза меньше, чем погибших. Погибли известный американский писатель Форман, английский режиссер Фрохман, драматург Клейн, английский океанограф Стэкхауз, американский миллиардер Альфред Вандербильт...
Консул Фрост, потрясенный увиденным, докладывал: «Этой ночью при свете газовых фонарей мы увидели жуткую череду спасательных судов, выгружающих живых и мертвых. Суда начали подходить около 8 часов и продолжали прибывать с небольшими интервалами почти до 11 часов ночи. Судно за судном появлялось из темноты, и временами можно было различить два или три из них, ожидающих своей очереди в облачной ночи, чтобы выгрузить покрытых синяками содрогающихся женщин, искалеченных и полуодетых мужчин, маленьких детей с широко открытыми глазами, число которых было незначительным...»
Из 1959 находившихся на борту «Лузитании» погибли 1198, включая 785 пассажиров. Из 159 американских граждан погибли 124. Из 129 детей погибли 94, в их число входит 35 младенцев, которые почти все (кроме четырех) погибли.
Когда через 6 дней U-20 вернулась в Вильгельмсхафен, Швигера встретили со всех сторон поздравлениями. Германские офицеры-подводники открыто завидовали ему, о погибших людях не думал никто.
В Англии срочно искали виноватого в трагедии. Адмирал Джекки Фишер обвинял во всем капитана Тернера, который по его мнению держал маленькую скорость: "Капитан "Лузитании" либо дурак, либо негодяй. Но в компании "Кунард Лайн" дураки не работают!" Однако суд оправдал Тернера - 18 узлов в прибрежной зоне, где довольно много мелей и скалистые берега, посчтитали максимально возможной скоростью.
В газетах писали, что крики Адмиралтейства по поводу Тернера - всего лишь способ прикрыть свою беспомощность и некомпетентность.
Tags: немецкий флот, подводные лодки
Subscribe

  • Про снабжение

    И все-таки главной проблемой английских войск в Ирландии было финансирование. Грей назвал это «делать кирпичи из соломы» (английская идиома,…

  • Проблемы "молодых демократий")

    Греческие революционеры, находившиеся в Лондоне, не нуждались ни в каком убеждении насчет того, что часть денег действительно надо будет потратить на…

  • Опять про проипать флот.

    Да что мы все об Америке, да об Америке) Ведь есть же Англия) В 1672 году Сэмьюэла Пипса назначили секретарем Адмиралтейства и именно с этим…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Про снабжение

    И все-таки главной проблемой английских войск в Ирландии было финансирование. Грей назвал это «делать кирпичи из соломы» (английская идиома,…

  • Проблемы "молодых демократий")

    Греческие революционеры, находившиеся в Лондоне, не нуждались ни в каком убеждении насчет того, что часть денег действительно надо будет потратить на…

  • Опять про проипать флот.

    Да что мы все об Америке, да об Америке) Ведь есть же Англия) В 1672 году Сэмьюэла Пипса назначили секретарем Адмиралтейства и именно с этим…