George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Categories:

"Кому живется весело, вольготно на Руси?"

Или чудеса эквилибристики.
В середине XVII века, "как говорят" (тм) в Голландии был самый высокий уровень жизни. В среднем доходы на душу населения составляли 60 гульденов в год, при этом налоговая нагрузка на человека 26%, то есть из 60 гульденов на жизнь и собственные нужды после выплаты налогов оставалось 44 гульдена и 8 стейверов. Гульден - это 9.65 грамм серебра, такое положение сохранялось до 1810 года. Фунт в 1670 году стал весить 44.5 тройских фунта, или 373,24 грамма. То есть 44,4 гульдена равны 1,15 фунтов.
В Англии в это же время доход на душу населения в среднем составлял от 1-2 фунтов в год, при этом налоговая нагрузка была минимальной - 2.9%, таким образом на прожитье оставалось после выплаты налогов почти вся сумма - 1.9 фунтов или 73 гульдена.
К 1740-м доход на душу населения в Голландии вырос вдвое - до 120 гульденов в год, при этом налоги в пересчете на одного человека составляли 34%, таким образом после выплаты налогов оставалось на руках 79 гульденов.
В Британии доходы также выросли, с 1-2 до 4-6 фунтов в год на человека в среднем, но и налоги повысились, до 13.2%. После их выплаты человек мог тратить на себя 4,3 фунта стерлингов. Но к 1720-м соотношение гульдена и фунта изменилось. Фунт стерлингов -стал гораздо легче, 120 грамм серебра, а гульден оставался стабильным. То есть в гульденах у англичанина на руках оставалось 53 гульдена 10 стейверов.
Но это только вопрос конвертации и соотношения валют. Тогда бабки, продавая семечки на рынке, руководствовались не тем, "шо нефть рухнула, а бакс вырос", а своими понятиями о стоимости продукта.
И вот здесь самое время поговорить о налогообложении.
Дело в том, что Голландии львиную долю собираемых налогов составляли косвенные налоги (до 44 процентов). Из прямых налогов было всего три - это подоходный налог (так называемый "сотый пенни"), составлявший 1% с дохода за год. Это налог на домовладение ("восьмой пенни") - 12.5 в год. И налог на слуг (5,25 флоринов за одного человека, но там была градация от количества работников, налог был прогрессивным) - в среднем 10%. Плюс farmed duties (налог на владение землей, так вроде?) - с 1700-го 10-10.5%, к 1748-му - 18%. Итого мы получаем в виде прямых налогов те самые упоминавшиеся 33.5-34%.
Однако фискальная и налоговая системы Голландии формировались во время Голландской Революции и войн с Испанией, Англией и Францией, и чтобы собрать денег на экстраординарные расходы, начали облагать внутренними налогами товары. Генеральные Штаты собирались, и часами обсуждали: "Братки, на что налог введем? Так, на соль есть, на вино есть, на кружева - есть, на лошадей - есть. Блин, что еще придумать-то?... О! А давайте введем налог на кирпичи! 2% от стоимости с каждой сделки! Профит!"
Те, кто занимаются бизнесом, понимают - никогда ни один предприниматель или купец не будет платить эти деньги из своего кармана, он включит этот налог в цену товара. Поэтому цены в Голландии росли там как на дрожжах, и высокий доход голландцев был на самом деле эфемерным понятием. Количество косвенных налогов с 1670 по 1714 годы возросло ровно в 5 раз! Можете себе представить рост цен?
Тем, кто сомневается - советую почитать Марка Твена "Янки из Коннектикута при дворе короля Артура", главу "Политическая экономия в шестом веке".
В то же самое время, если доходы от таможни в Англии выросли за указанный период с 0.1% до 4.6%, то в Голландии они выросли с 0.1% до 0.2%
Это великолепная история на самом деле. В Голландии купец, ввозивший товар, сам объявлял стоимость груза, и соответственно платил с него пошлину. Ну вы поняли, да? "Мы тут все джентльмены, и друг другу на слово верим. Вот тут мне так карта поперла!" То есть процесс контроля отсутствовал как класс. "Пиши: шашлык. Выбросила в пропасть."
Отдельно стоит упомянуть очень неуместное в ряде случаев фритрейдерство, или идиотскую систему обложения импорта. Был момент, с 1712 по 1725 годы, когда ввозные ткани облагались 3-процентной пошлиной, а свои, вывозные - 5-процентной. Слава богу опомнились, когда отрасль уже была на издыхании.
Резюмируя. Так что же произошло?
А произошло ровно следующее - Голландии до конца XVIII века так и не удалось создать общую систему налогообложения. Вернее даже не так. Судя по налогообложению Голландии самым привилегированным человеком там был или безработный (человек, имевший доход ниже 70 гульденов в год, налогами не облагался), либо иностранец. Вспоминая известный анекдот - "быть геем, безработным или черным стало выгодно".
Налоговая система Голландии в какой-то момент застыла на половинчатом уровне, и англичане сначала переняли прогрессивные черты у голландцев, а потом создали более эффективную налоговую систему, распределив налоги между разными группами подданных более эффективно.
То есть в Голландии сложилась ситуация, когда налогообложение в ряде случаев не помогало купцам и предпринимателям, а мешало им. Именно поэтому бизнес и инвестиционный капитал пытались выноситься за пределы республики. Ибо там дышалось вольготнее. Ну а накопив побольше денег, можно было вернуться в Голландию, и вложиться в ренту - либо в государственные облигации по внутреннему долгу (6% выплаты ежегодно), либо в ту же тонтину. Ну а после 1694 года выгоднее стало вкладываться в Банк Англии, там платили 8% ежегодно, а это в любом случае профит.
А то, что голландские инженеры умели работать за границей - это факт неоспоримый. Голландские инженеры разрабатывали и строили судоходные каналы в России, Швеции, Англии, Франции, США, Венеции, Неаполе и т.д. Методом определения широты Доувеса (Douwes) из-за его простоты и математического подхода стали пользоваться англичане и французы.
Голландские кораблестроители оказали значительнейшее влияние на кораблестроение в Швеции, Англии, Франции, России, Дании, Германии. Кстати, французский кораблестроитель Блаз Оливье, создатель перового в мире "истинного фрегата", учился в Амстердаме. Царя Петра и так все помним.
Голландские металлурги нашли решение, имевшее важнейшее значение для французской металлургии - они нашли и реализовали способ очистки пикардийской и лотарингской руды от примесей серы, что позволило французам совершить технологический рывок.
Голландские текстильщики поднимали текстильную промышленность в Дании, Франции, Англии, Испании. Наша текстильная промышленность "Золотого Кольца" и Ярославля началась тоже с голландцев.
Голландские технологии по производству сахара в колониях повсеместно перенимались всеми странами, имеющими земли в Карибском море.
Голландские инженеры даже при Екатерине II в России руководили реконструкциями гаваней Роггервика, Таллина, Риги, голландцы научили англичан, и даже шведов в их широтах выращивать табак. Прусское сельское хозяйство Фридриха II было перестроено по голландскому образцу и с помощью голландских агрономов.
В общем, за пределами страны голландский финансовый, предпринимательский и новаторский гений развернулся в XVIII веке не меньше, чем в самой Голландии веком раньше. И Голландия эти кадры воспитала, а потом про... Ну вы поняли.

Tags: Голландия
Subscribe

  • Про Русский флот-2

    Ну а теперь пробежимся по 19-20 веку на предмет - а можно ли чем-то гордиться. Итак, 1806-1807 годы - экспедиция Сенявина. Блокада Турции со стороны…

  • Приз для проигравших

    Доклад 1985 года. Русские начинают и выигрывают. Просто слайды. А вот - как вам характеристика?)) Ну и достойный финал)) Смех смехом, но…

  • Про Русский флот

    Тут задали вопрос, который очень часто задают со времен ВИФа любители сухопутных войск. Звучит он так: "А чем может похвастаться российский и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments

  • Про Русский флот-2

    Ну а теперь пробежимся по 19-20 веку на предмет - а можно ли чем-то гордиться. Итак, 1806-1807 годы - экспедиция Сенявина. Блокада Турции со стороны…

  • Приз для проигравших

    Доклад 1985 года. Русские начинают и выигрывают. Просто слайды. А вот - как вам характеристика?)) Ну и достойный финал)) Смех смехом, но…

  • Про Русский флот

    Тут задали вопрос, который очень часто задают со времен ВИФа любители сухопутных войск. Звучит он так: "А чем может похвастаться российский и…