George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Category:

Немного про "отсталость" кораблестроительной Испании

С 1700 по 1796 год называют периодом ренессанса испанского флота. Испания имела 5 основных верфей.
1. Гавана. Гаванская верфь была крупнейшей. И хотя начала свою деятельность с 1724 года, тем не менее за 97 лет на ней было построено 197 боевых кораблей, от 100-пушечников ("Сантиссима Тринидад") до небольших бригов.
Спущенный на воду в 1739 году 70-пушечный корабль "Принцесса" в одиночку почти сутки дрался с 3 английскими кораблями, и столь поразил своей "отсталостью" британское Адмиралтейство, что сразу же после захвата вошел в состав Роял Неви и служил в нем еще целых 20 лет.
2. Эль Ферроль. Вторая по значимости верфь Испании. С 1720 по 1790 годы на ней построено 50 боевых кораблей, в том числе и 100-пушечники.
3. Сантандер (Гуарнизо). Использовала в основном местные или экспортируемые из Франции материалы. Опять-таки - верфь универсальная, там к примеру построен 114-пушечный "Реал Фелиппе". За 18 век на верфи построено 37 кораблей.
4. Картахена. Верфь испанского Средиземноморского флота. Использовалась и в торговом кораблестроении. Там строились в основном небольшие корабли. 19 кораблей за 18 век (не считая галер).
5. Каракка. Небольшая верфь около Кадиса. В основном строились корабли для сопровождения конвоев в Вест-Индию, на ней для военных нужд было построено за 18 век всего семь 60-пушечников.
Крупнейшие испанские кораблестроители мирового значения:
Хосе-Антонио Хастаньета. Его 60- и 70-пушечники однозначно считаются лучшими в мире в период 1730-1740 годов. До французского проекта 74-пушечника это очень достойные корабли в своем классе. Недаром "Принцесса" и "Глориосо" оказались очень крепким орешком для британцев. 114-пушечный "Реал Фелиппе" в Тулонском сражении бился с "Мальборо" почти касаясь бортами друг друга, но пушки англичан почти ничего не могли сделать с фактически метровой толщиной испанского борта.
И да, испанцы очень интересно усиливали шпангоуты:
Безымянный
Хорхе Хуан. Про него мы немного говорили в этом ЖЖ. Его заслуга в том, что он упростил и удешевил проекты испанских кораблей, что, соответственно, сказалось на количестве построенных судов, практически без ущерба для качества.
Эпоху Готье затронем в другой раз, ибо там есть как плюсы, так и минусы. Например тот же Хорхе Хуан был резко против проектов француза, и говорил, что "он создает отличные парусники, но это не военные корабли".
Хосе Ромеро Фернандес де Ланда. 9 из 15 испанских кораблей при Трафальгаре - конструкции именно этого инженера. Про его проекты говорили: "единственный недостаток - валкость в открытом море и слабая проветриваемость трюмов".
Хулиан де Ретамоса. Его 74- и 80-пушечники ("Нептуно", Аргонаута, "Монтаньес") считаются вершиной эволюции испанского деревянного судостроения. Лучшие ходоки в фордевид - до 11 узлов, отлично себя чувствовали и при бейдевинде. Высокий борт, высокая посадка. Вот как про них говорили: «Он шел на ветер как фрегат, управлялся и поворачивал на другой галс как лодка, имел широкую батарею …. был устойчивым во всех положениях, случаях и обстоятельствах».
Все испанские корабли отличало высокое качество постройки, отличные материалы, и долголетие.
На 1797 год Испания имела 293 военных корабля, из них 76 линкоров и 52 фрегата.
Линкоров свыше 100 пушек испанцы за 18 век построили 16 штук.
Для сравнения - англичане - 46 штук.
Французы: 42 штуки.
Русские - 37 штук.
Но каждый испанский 100-пушечник - это законодатель мод. Даже "Сантиссима Тринидад", несмотря на то, что французы его называли пренебрежительно "большая свалка больших орудий".
Естественно, на мой субъективный взгляд, испанское кораблестроение уступает французскому и британскому. Но это объективно третье кораблестроение мира.
Вот сейчас, к примеру, американское автомобилестроение, находится на третьем месте в мире. Неужели можно считать его плохим?
Несмотря на то, что испанцы уступали французам и англичанам - сказать про них плохое довольно сложно. Вот такая "отсталость".
Tags: испанской флот
Subscribe

  • Греческая революция, часть 3

    Вот про это на русском нет вообще ничего. Кокрейн был не меньшим фанатом паровых кораблей, нежели Гастингс, и он предложил следующее. На данный…

  • "Сим креслом мастер Гамбс..."

    Собственно, рано или поздно, всякий, интересующийся парусами, доходит до фигуры сэра Томаса нашего, Кокрейна. Так уж получится, что разые эпизоды его…

  • Это прекрасно))

    Приглашение Кокрейна на службу греческим повстанцам было наверное самым смелым и самым затратным проектом греческого правительства. Когда в 1825 году…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 77 comments

  • Греческая революция, часть 3

    Вот про это на русском нет вообще ничего. Кокрейн был не меньшим фанатом паровых кораблей, нежели Гастингс, и он предложил следующее. На данный…

  • "Сим креслом мастер Гамбс..."

    Собственно, рано или поздно, всякий, интересующийся парусами, доходит до фигуры сэра Томаса нашего, Кокрейна. Так уж получится, что разые эпизоды его…

  • Это прекрасно))

    Приглашение Кокрейна на службу греческим повстанцам было наверное самым смелым и самым затратным проектом греческого правительства. Когда в 1825 году…