George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Categories:

Шведский флот, первая половина XIX века

Надо сказать, что разгром, понесенный в двух войнах от России (1788-1790 и 1808-1809) от шведского флота времен Густава III оставил рожки да ножки.
На 1815 год шведы имели следующие корабли:
Fadnerslandet (62), год постройки - 1783.
Forsiktigheten (62), 1784.
Dristigheten (62), 1785.
Manligheten (62), 1785.
Tapperheten (62), 1785 (продан в Колумбию Боливару в 1825 году, а в 1826 латиноамериканцы сбыли его португальцам, где он служил до 1848 года).
Wladislaff (74), Бывший русский "Владислав". Полностью сгнил в 1819 году.
Gustaf den Store (74), 1799.
Кроме того в наличии было еще шесть 44-пушечных фрегатов.
В 1814 году Швеция с благословения больших держав завоевала Норвегию (в компенсацию за Финляндию), но это совершенно не улучшило ее состояния.
В 1825 году, чтобы поправить свое положение, в Колумбию были проданы несколько кораблей, что позволило с 1824 по 1841 год построить 6 кораблей.
В Колумбию были проданы линейный корабль "Тапперхеттен" и 40-пушечный фрегат "Аф Чапман". Сумма сделки - 361500 риксдаллеров (700 тыс. пессо). Проданы через британскую фирму "Голдсмит и Ко". Самое прикольное в другом - в 1826 году, поскольку еще вся сумма не поступила на счета шведского правительства - капитан Торденшельд отказался передать ЛК колумбийскому правительству и увел его в Нью-Йорк. В дело вмешался Ротшильд, который нашел покупателя на кораблик, им оказалась Португалия, и колумбийцы, недоплатившие за ЛК 19 тыс. риксдаллеров, стали резко должны 25 тысяч риксдаллеров теперь уже Ротшильду. Ну а шведы, получив данные, что оплата погашена, забрали с корабля свои личные вещи и на трансатлантическом судне отбыли домой, оставив "Тапперхеттен" своей судьбе.
Отдельной темой стоит строительство Гёта-Канала, который должен был соединить Балтийское побережье Швеции с Северным морем в обход Зундов. Строительство его было начато еще Карлом XII, и лишь в 19 веке вступило в решающую фазу.
Понятно, что канал имел большое хозяйственное значение, плюс - позволял делать маневр военно-морскими силами, минуя Зунды. Но видя численность не так далеко находящегося флота России, простые шведы зло шутили, что Гётта-канал построен с одной целью - как можно быстрее эвакуировать королевскую семью в Норвегию из Стокгольма, когда в Швецию войдут жадные и жестокие русские орды. С тем, чтобы быстрее сесть на корабль и организовать правительство в изгнании.
Первые пароходы появились в шведском флоте только в 1852 году.
На 1844 год состав шведского флота - 5 ЛК и 6 ФР.
Вообще шведская политика в данное время характеризовалась как "балансная политика". То есть если нам угрожает Россия - дружим с Англией и Францией.
Если нам угрожают "западные партнеры" - дружим с Россией, ибо "сколько волка не корми - а у слона все равно толще".


Бой шведского фрегата с норвежскими канонерскими лодками в войну 1814 года.
Tags: шведский флот
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments