George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Category:

"Черный фрегат", часть 1

История о том, как русский фрегат "Патрикий" прослужил под четырьмя флагами и стал "дедушкой" чилийского флота хорошо известна.
Но был еще один русский фрегат, который тоже стал "дедушкой", на этот раз - во флоте Аргентины.
Кто это - доподлинно неизвестно. До 1813 года он был переквалифицирован в торговое судно "Дюк оф Пальма" и принадлежал британскому купцу Джону Годефлоу. На роль "Дюк оф Пальма" претендуют:
- 44-пушечный русский фрегат "Спешный", захваченный в сентябре 1807 года в Портсмуте с деньгами для оплаты жалования эскадре Сенявина.
- 36-пушечный фрегат "Легкий", сданный французам в Триесте в 1809-м, и проданный французами сначала Неаполитанскому королевству, а неаполитанцами - англичанам.
- 22-пушечные корветы "Дерзкий", "Версона" или "Св. Павел"

На чем основываются данные о русском происхождении корабля? На акте купли-продажи Джона Годефлоу, подписанным Вильямом П. Уайтом, который продал "Дюк оф Пальма" в Бостоне аргентинскому правительству вместе со всеми бумагами (где указано русское происхождение корабля), с грузом - 90 тонн соли и 60 тонн угля. Продал согласно акту за 25 тысяч фунтов (кстати, очень неплохие деньги, надо сказать, ибо новый 38-пушечный фрегат в Британии в то время стоил 30 тыс. фунтов), причем 12500 фунтов выплачивалось деньгами, а еще на 12500 фунтов он получал кредит на таможне (то есть мог ввозить товары бесплатно до некоторых пор, из этой суммы вычитались акцизы и сборы).
Кто же это мог быть?
В английских источниках говорят о корабле в 350 тонн, размерения корпуса - длина 38 метров, глубина интрюма - 5,8 метров. И уже это вызывает громадные вопросы. Берем к примеру корабль со сходными характеристиками: https://ru.wikipedia.org/wiki/HMS_Adamant_%281780%29
Длина 44 метра, глубина интрюма - 5.3, водоизмещение - 1060 тонн. Как может с такими характеристиками корабль быть 350 тонн?
На мой взгляд здесь просто чисто техническая ошибка. Водоизмещение "Дюк оф Пальмы" было 1350 тонн. Но и это еще не все.
Поскольку в Англии со сделки платился сбор при купле-продаже, прямо пропорциональный тоннажу корабля, торговец вполне мог занизить тоннаж в документах, чтобы платить поменьше.
Примерно так же мы с вами указываем стоимости квартир в договорах у нотариусов.
Вобщем, загадка из загадок.
А если добавить, что судя по описанию корабль имел два дека - то сюда вполне могут войти и знаменитые шведские 60-пушечники "Ретвизан" и "Финланд", захваченные русскими в русско-шведскую войну, и так же попавшие позже в руки англичанам.
Вопросов больше, чем ответов. Но указание на бумаги - что это был в прошлом военный русский корабль - однозначно.
На мой взгляд более всего подходит под характеристики наш 36-пушечный фрегат "Легкий". Он чуть длиннее (42 метра), но тоннаж практически его. В общем, тут есть над чем поломать головы.
Итак, "Дюк оф Пальма" продали в Буэнос-Айресе, его вооружение составляло 4х24-фунт., 8х18-фунт., 28х6-фунт., и 6 мортир. Чуть позже корабль перевооружили - 4х24-фунт., 8х18-фунт., 12х12-фунт., 6х9-фунт., 6 мортир.

Версии, что это за русский корабль мог быть - также приветствуются..)))
На этом пока закончим, продолжим потом.
Tags: русский флот, чужбина
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments