George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Categories:

Бедственная история испанского флота в XIX веке

На 15 февраля 1815 года у Испании было 40 боевых кораблей, из которых 18 линкоров, в том числе - среди них "Сан-Хусто" (74), "Сан-Хулиан" (60), "Сан-Тельмо" (74), "Сан-Педро де Алькантара" (64), "Сан-Франсиско де Паула" (74), "Азия" (64).
Заметьте, это после тяжелейшей для Испании войны на море.
В 1817 году была разработана кораблестроительная программа, согласно которой нужно было иметь 20 ЛК и 30 ФР, для этого даже в 1818 году у России были куплены 74-пушечники "Нептун", "Дрезден", "Любек", "Норд Адлер" и "Трех святителей", 4 фрегата и несколько корветов, всего 11 кораблей. Надо сказать, что по признанию испанских комиссионеров флота это оказалась худшая сделка в испанской истории, корабли русские были полностью гнилые, старомодные, с ужасной мореходностью, устарелой конструкцией. Более того - русские корабли привезли с собой на испанские верфи "сибирских плавающих червей" (не знаю, что это за зверь такой), с которыми потом не знали как бороться, и запортили много древесины. Покупка эта позже вызвала грандиозный скандал, потому как Россия в обмен на это гнилье получила 13 600 000 полновесных серебряных рублей.
Пришлось строить самим, и это под канонаду непрекращающихся войн в колониях.
В 1824 году несмотря на все трудности были спущены на воду три 50-пушечных фрегата, несколько линейных кораблей из-за поражения "русским червем" так и не были достроены (Нуманския, Веласко и т.д.)
Оставшиеся корабли использовались на пределе возможностей - совершая океанские плавания и перевозя войска в Южную Америку, в том числе и через не объявленную английскую блокаду (Англия тогда встала на сторону восставших колоний).
Корабли попадали в шторма, разбивались о скалы, захватывались восставшими, тем не менее испанский флот полностью выполнял свою функцию. На Кубе с 1814 не строилось ничего, ибо с момента восстания в Колумбии и Мексике полностью распались связи и отрасли заготовки древесины для флота, а запасы к 1814-му были израсходованы. Там переключились на строительство канонерских лодок и прибрежных шлюпов, чтобы удовлетворить запросы армии в поддержке с моря.
Далее - финансовый кризис, который был неизбежен из-за войны в колониях и остановках притока серебра.
В результате к сентябрю 1833 года испанский флот насчитывал 3 линейных корабля, 5 фрегатов, 4 корвета и 8 бригов. Были потеряны верфи в Мексике и Чили, кубинская верфь находилась в плачевном состоянии, лишившись поставщиков и финансирования.

И да, чтобы было понятно, насколько эта сила соответствовала, скажем, США.
США на 1833 год (замечу, в период с 1815 по 1833 американцы не вели больших войн, и могли свободно строить флот, у них не было таких проблем, как у испанцев) имели 8 ЛК и 10 ФР.

Tags: испанской флот
Subscribe

  • Тяжела доля гегемона, послекрымское

    Я со своим обычным "везением" немного приболел прям 31-го декабря, поэтому все новогодние праздники сидел дома. Ну и поскольку делать особо было…

  • Опять зарисовки Ирландии

    А что мы все о преданьях старины глубокой? В Ирландии и в XVIII веке было не менее весело. Надо сказать, что еще с 1793 года французские войска…

  • Опять около Крымской

    За Венгерский поход Николая I не пинал только ленивый. Вернее – ленивый, не знающий истории. Тем удивительнее, что в тот же самый момент…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 98 comments

  • Тяжела доля гегемона, послекрымское

    Я со своим обычным "везением" немного приболел прям 31-го декабря, поэтому все новогодние праздники сидел дома. Ну и поскольку делать особо было…

  • Опять зарисовки Ирландии

    А что мы все о преданьях старины глубокой? В Ирландии и в XVIII веке было не менее весело. Надо сказать, что еще с 1793 года французские войска…

  • Опять около Крымской

    За Венгерский поход Николая I не пинал только ленивый. Вернее – ленивый, не знающий истории. Тем удивительнее, что в тот же самый момент…