George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Categories:

Ледовый поход

На военном совете 9 января 1658 года было решено во что бы то ни стало перекинуть шведскую армию из Ютландии на остров Фюн и двинуть ее на Копенгаген. Однако все попытки высадки успешно блокировались небольшими отрядами датского флота, крейсировавшими в Малом Бельте.

К счастью для шведов, зима в этом году оказалась очень суровой, и уже в середине декабря проливы между островами покрылись льдом. 30 января 1658 года шведская армия (12 000 человек) двинулась по льду через островок Бандзе на Фюн. Переход был очень тяжелый. Лед трещал под ногами, иногда солдаты и кавалерия шли по колено в воде. В одном месте лед не выдержал, и под воду ушли сразу два эскадрона рейтар. На глазах короля, вышедшего чуть ранее размять ноги, утонула и его карета.

Но все-таки переправа удалась. 8500 шведских солдат на Фюне встретили 2000 датских кавалеристов и 1500 вооруженных крестьян. Датчане заранее возвели импровизированные редуты из снега и льда и встретили шведов шквальным огнем. Карлу и Врангелю пришлось подкатить по льду артиллерию на прямую наводку, и после энергичного обстрела защитники Фюна капитулировали.

Далее король повел войска через замерзший Большой Бельт. 4 февраля начался переход по маршруту Фюн – Лангеланд – Лоланд – Фальстер – Зеландия. В ночь на 5 февраля Карл X со своей армией перешел по льду на остров Таасингэ и затем на Лангеланд. 6-го шведы были уже на Лоланде, перейдя через лед немного севернее Таарса. Этот переход был самым опасным: во многих местах на льду было более фута воды. Сам лед везде поддавался и давал трещины.

Датские войска, сосредоточенные в Наскове, не вели на берегу никакой разведки. Они не успели помешать шведам и сложили оружие при появлении Карла X под стенами крепости. После суточного отдыха шведская армия 8 февраля двинулась далее на Фальстер, а 12-го ее авангард уже переправился на Зеландию у Вердингборга. Через несколько дней король во главе пятитысячного отряда конницы находился под стенами Копенгагена, совершенно не подготовленного для обороны.

Датчанам ничего не оставалось, как идти на мир.

Известная советская стратегма гласит: «Лучшее средство ПВО – танк на аэродроме противника». Относительно шведов можно сказать, что они использовали в этой войне примерно такую же тактику на море: «Лучшая оборона своих берегов – пехотный корпус в порту противника».

http://warspot.ru/4936-ledovyy-pohod-karla-x

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Послушал тут новые "Байки Карибского моря"

    Узнал много нового))) Оказывается, стандартный экипаж фрегата XVII-XVIII веков - это 130 человек) Оказывается, борта у "Черной Жемчужины"…

  • До Колумба

    Надо сказать, что попытки «бега на запад» в поисках новых земель были и до Христофора Колумба. Мы сейчас не будем разбирать авантюру…

  • Про попилы в странах "загнивающей демократии"

    Народ, я вообще с недоумением воспринимаю последнее время все эти выкрики из зала, что любые планы или аналитические разборы в Пентагоне или ЦРУ -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

Recent Posts from This Journal

  • Послушал тут новые "Байки Карибского моря"

    Узнал много нового))) Оказывается, стандартный экипаж фрегата XVII-XVIII веков - это 130 человек) Оказывается, борта у "Черной Жемчужины"…

  • До Колумба

    Надо сказать, что попытки «бега на запад» в поисках новых земель были и до Христофора Колумба. Мы сейчас не будем разбирать авантюру…

  • Про попилы в странах "загнивающей демократии"

    Народ, я вообще с недоумением воспринимаю последнее время все эти выкрики из зала, что любые планы или аналитические разборы в Пентагоне или ЦРУ -…