George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Categories:

Балтика и поставки леса

Англичане добились господства в Балтийске торговле через свою систему факторий.
Надо сказать, что путь этот был тяжелым и тернистым.
Если шотландский король Яков IV полностью вывел леса на Твиде, чтобы построить своего бесполезного монстра «Сент-Майкла», то уже «Грейс Гарри де Дье» строился с использованием иностранного леса.
После того, как Ченселлор открыл путь в Россию – казалось, вот оно, удача! Однако к 1601 году голландские торговцы просто вышибли англичан с Архангельского рынка, поставляя товары на треть дешевле и имея развитую систему контрактов с местными московскими купцами.
Второе пришествие на Балтику началось во времена короля Карла II, который в обход Парламента разрешил закупать английским коммерсантам лес в Норвегии, в том числе и на нужды Роял Неви. В 1668-м были возрождены фактории в Данциге и Риге. В 1674-м – в Мемеле.
По сути это было именно возвращение, ибо подобные торговые фактории существовали в 1550-е в Данциге, Риге, Шеттине. В 1721 году подобная фактория была открыта и в Санкт-Петербурге, в доме британского генерального консула. Под этой эгидой в Британии основались целые династии, ведущие потомственный бизнес с Балтикой.


Особняк Гвейера. В конце 18 века дом имел двух владельцев: английского купца Б.Торнтона и английского генерального консула Джона Кейли.

Торнтоны, Пирсоны и Мориссоны в Риге, Солли в Данциге, Муры в Мемеле, Туки в Санкт-Петербурге. Правила для иностранцев, прибывших в столицу на жительство, гласили: «Иностранец по приезде в Санкт-Петербург обязан предъявить в тот же день вид свой хозяину дома или управляющему оным, который по прописке его в квартале возвращает его обратно иностранцуне долее, как на другой день, с коим иностранец обязан немедленно явиться в Иностранное отделение, где отбираются от него нужные сведения и выдается на проживание в столице вид, с означением правил, как поступать иностранцу за счет прописки в квартале того вида, при перемене квартиры и на случай выезда как в российские города, так и за границу».
Англичане к 1780-м настолько сконцентрировали балтийскую лесную торговлю в своих руках, что французы во время войны за Независимость с удивлением обнаружили, что вынуждены покупать мачты для своего флота у британских купцов.
Что еще более смешно – британские купцы наплевали на весь свой патриотизм, и с удовольствием весь период 1778-1783 годов с великой радостью продавали французам древесину втридорога.
Эти же торговцы заключили контракт с Адмиралтейством по объемам и качеству поставляемого леса на 5 лет. С количеством понятно, а вот как гарантировалось качество?
В каждом балтийском порту находились специальные люди – «браковщики» или инспекторы, которые сортировали древесину на три сорта и ставили клейма. В Данциге например маркировка была следующая: корона, и соответствующая буква сортности.
Первый сорт – «К».
Второй сорт «В», или позже «W».
Третий сорт «ВВ», или позже «WW».


Знаменитая "Данцигская корона".

Вообще, термин «данцигская корона» (клеймо) в то время был сродни знаку качества, на который нужно было равняться остальным, если конечно они хотят сотрудничать с британским морским ведомством. Говорят в Данциге при въезде в морской порт висела выбитая надпись: «Только небеса спасут тебя здесь, если ты приехал не по коммерческим делам».
Наиболее работоспособные и эффективные системы по выбраковке леса были созданы в Данциге, Риге, Мемеле, Шеттине. В Санкт-Петербурге российская бюрократия постоянно накладывала столько условий и претензий к вывозу, что в 1780-м британцы предпочли полностью сконцентрироваться на вывозе леса из Риги.
Именно система эффективной выбраковки была одним из решающих условий, по которому Адмиралтейство отбирало поставщиков.
За одну навигацию судно (обычно от 250 до 400 тонн, несущее до 300 лоадов леса за поездку) могло совершить до 70 переходов из Англии на Балтику и обратно. Самой удобной конечно же была Норвегия, до Фредерикстадта британцы делали вояж туда-обратно при самых удачных обстоятельствах всего за три дня, и гарантированно – за неделю.
Путь в Данциг, Штеттин, Мемель, Ригу и Санкт-Петербург был гораздо более длинным – это 1000-1500 миль, и занимал до месяца. Если торговля с Норвегией обычно осуществлялась одиночными судами, то на Балтику чаще всего шли конвоем – от 30 до (максимально) 600 судов за раз. Это позволяло снизить страховки.
Когда корабли приходили в порты – начинался прием леса. Прежде всего купцы оплачивали таможенные и акцизные сборы. Потом начиналась погрузка согласно накладным, которые были заранее составлены торговыми агентами, работающими в порту.
Чтобы было понятно. Срубленное дерево в России и Польше у заготовщиков покупали по 5 шиллингов за лоад. В порту уже лоад отгружался по 1 фунту 5 шиллингов. Где-нибудь в Портсмуте или Ширнесса лес принимался по контрактам Адмиралтейства начиная от 5 фунтов 8 шиллингов. Но здесь следует учесть следующий нюанс. Если судно было не у вас в собственности, то фрахт скажем до Норвегии обходился в 12 фунтов, а фрахт до Петербурга (самая восточная точка Балтики) уже в 255 фунтов. Поэтому лесоперевозки были не особо выгодным предприятием для английских торговцев. Поэтому очень часто этот бизнес отдавался на откуп местным судовладельцам.
Tags: royal navy ltd, снабжение
Subscribe

  • Тяжела доля гегемона, послекрымское

    Я со своим обычным "везением" немного приболел прям 31-го декабря, поэтому все новогодние праздники сидел дома. Ну и поскольку делать особо было…

  • Опять около Крымской

    За Венгерский поход Николая I не пинал только ленивый. Вернее – ленивый, не знающий истории. Тем удивительнее, что в тот же самый момент…

  • Крымская война. Новая война по старым правилам.

    Вторая часть Крымской, где мы разбираем технику и технологию. К вышеизложенному то, что хотелось бы добавить. Когда сам прослушал ролик, было…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 60 comments

  • Тяжела доля гегемона, послекрымское

    Я со своим обычным "везением" немного приболел прям 31-го декабря, поэтому все новогодние праздники сидел дома. Ну и поскольку делать особо было…

  • Опять около Крымской

    За Венгерский поход Николая I не пинал только ленивый. Вернее – ленивый, не знающий истории. Тем удивительнее, что в тот же самый момент…

  • Крымская война. Новая война по старым правилам.

    Вторая часть Крымской, где мы разбираем технику и технологию. К вышеизложенному то, что хотелось бы добавить. Когда сам прослушал ролик, было…