George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Categories:

Две интересные таблички

Табличка первая.

Тоннаж военно-морских флотов основных морских держав в 18 веке








1 720 1730 1740 1 750 1 760 1770 1780 1 790
Великобритания 174 189 195 276 375 350 372 473
Франция 48 73 91 115 156 219 271 324
Испания 22 73 91 41 137 165 196 253


Посмотрите как сокращается разрыв между английским и французским флотом с 1760-го года! Французы действительно сделали качественный рывок в кораблестроении.
И особых слов заслуживают испацы, в десятилетие с 1750 по 1760-й увеличившие флот в 4 раза.


Табличка вторая.

Тоже тоннаж военно-морских флотов, но только - Балтийского региона. Естественно, XVIII век, естественно - в тыс. тонн.




1650 1 675 1 700 1725 1 750 1775 1 790
Дания-Норвегия 25 29 46 47 66 83 87
Швеция 28 35 53 34 45 50 48
Россия - - - 55 59 75 145

Заметьте, что с 1725 по 1775 тоннаж почти не растет вообще, как застыл на месте. Интенсивное строительство начинается во времена Екатерины, и это понятно - появился второй флот. Тоннаж увеличивается ровно в два раза.
И обратите внимание вот еще на что - увеличение российского тоннажа всегда следует за увеличением тоннажа флота у шведов (до 1790 года). То есть первостепенное значение для России имеет полутора- или двукратное превосходство над Швецией, как основным соперником в регионе.
Отдельно удивили датчане - насколько я понмю, весь 18 век у Дании количество линейных кораблей было примерно одинаковым - от 20 до 30. А тоннаж скачет от количества судов, меньше ЛК. Их то много, то мало.
Отдельно хочется сказать о Турции, не вошедшей в рейтинг.
На 1787 год турки имели на Черном море тоннаж в 38 тыс. тонн против нашего в 20 тыс., в 1790-м - 20 тысяч тонн против нашего в 45 тыс. тонн.

Таблички и данные взяты из Glete, Jan. Navies and Nations: Warships, Navies and State Building in Europe and America, 15001860. 2 vols. Stockholm, 1993.

UPD: Тем, кому интересно, что же произошло с французским флотом во время революции, я бы очень советовал почитать William S. Cormack "Revolution and Political Conflict in the French Navy 1789-1794". Книга действительно стоящая, и очень подробно объяснена судьба французского флота во время Французской Революции.
Tags: Ройал Неви, датский флот, испанской флот, русский флот, французский флот, шведский флот
Subscribe

  • Просто так

    Как многие знают - легенда гласит, что картофель в Англии и Ирландии появился с помощью незабвенного Уолтера Рейли, который привез его из своего…

  • Послушал тут новые "Байки Карибского моря"

    Узнал много нового))) Оказывается, стандартный экипаж фрегата XVII-XVIII веков - это 130 человек) Оказывается, борта у "Черной Жемчужины"…

  • До Колумба

    Надо сказать, что попытки «бега на запад» в поисках новых земель были и до Христофора Колумба. Мы сейчас не будем разбирать авантюру…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments

  • Просто так

    Как многие знают - легенда гласит, что картофель в Англии и Ирландии появился с помощью незабвенного Уолтера Рейли, который привез его из своего…

  • Послушал тут новые "Байки Карибского моря"

    Узнал много нового))) Оказывается, стандартный экипаж фрегата XVII-XVIII веков - это 130 человек) Оказывается, борта у "Черной Жемчужины"…

  • До Колумба

    Надо сказать, что попытки «бега на запад» в поисках новых земель были и до Христофора Колумба. Мы сейчас не будем разбирать авантюру…