Интересно, а много кто знает, что из-за этого присоединения мы стояли на пороге масштабной войны?
Начнем с того, что Англия и Франция крайне отрицательно восприняли манифест Екатерины о присоединении Крыма.
Турция начала с нами войну при попустительстве и полной поддержке этих держав, нападение Швеции было так же приурочено к Крыма (плюс ко всему - Густав 3-й на примере раздела Польши и присоединения Крыма ясно увидел, что "он следующий").
При этом главой политики Великобритании в тот момент был настоящий экстремист - Уильям Питт-младший. Дошло до того, что была создана масштабная коалиция в составе Англии, Пруссии, Швеции, Голландии, в 1791 году Питт поставил России ультиматум - в недельный срок вернуть Крым Османской империи под угрозой начала общеевропейской войны.
Спасло нас два обстоятельства.
Первое. Воевать на суше (как обычно) с российской армией Англия была не готова. Пруссия выразила готовность двинуть в Белоруссию и Прибалтику 100-тыс. армию только при условии участия в походе войск изо всех стран коалиции.
Шведы увязывали свое участие с субсидиями аж в 5 миллионов фунтов (два бюджета Швеции).
Голландцы прямо отказались участвовать войсками, согласившись помочь транспортным флотом и припасами.
Испанцы согласились предоставить войска, только если их тоже предоставит Австрия. А Австрия в свою очередь высказала, что будет нейтральна.
Более того - в Парламенте Англии оппозиция прямо говорила: "Какой смысл войны с Россией из-за Крыма? Сколько фунтов и пенсов нам принесет эта война? И сколько отберет денег война против крупнейшего торгового партнера Британии? Война за пределами стратегических интересов Англии, вдали от наших коммерческих путей безумна и не нужна нам."
Уильям Хейг прямо говорил: "Россия кораблями не завоевывается, нам в любом случае нужно высаживать какие-то войска. Возвращение пары крепостей в Черном море Турции - это не причина для войны с Россией.".
Обстоятельство второе - Французская революция.
До "93-го года" оставалось всего ничего, и почти все соседи Франции примеривались к распилу впавшей в безумие страны. Кроме того - все, в том числе и Англия, опасались бациллы революции и ее распространения у себя в доме.
В такой ситуации война на краю Ойкумены с неясными целями представлялась глупой и неразумной.