George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Categories:

Архангельск: коммерция между перекупщиками и производителями в 18 веке

  Русских деловых людей беспокоил крайний недостаток средств, вследствие чего торговцы, “не находя, где бы можно занять, хотя бы за немалый интерес, денег, принуждены, бывают от иностранных купцов забирать в годовой кредит товары с прибавкой против денежных цен не менее десяти процентов”. Русские торговцы, таким образом, становились на деле людьми, полностью зависевшими от иностранных купцов.

  
Неровную политику по отношению к иностранцам проводили и столичные власти. Заметные перемены в жизни обитателей архангельской Немецкой слободы были связаны с решением Петра I перенести основные торговые операции в Петербург. Этот процесс протекал с большими сложностями. Вопреки ожиданиям, иноземные купцы, издавна устроившись в Архангельске, не хотели вести свою торговлю на новом месте. Особенно усердно выступали против решения царя голландские торговцы.
   Голландский резидент Деби во время неоднократных встреч с Петром I настаивал, чтобы не переводить торговлю из Архангельска в Петербург. Он выставлял при этом самые различные доводы: плохие помещения и дороговизну их на новом месте, недостаток рабочих для передвижения грузов, неизведанность морского пути к новому порту и т.п. Но Петр был неумолим. Сославшись на то, что “приложение принципов всегда трудно, но с течением времени все интересы примирятся”, он последовательно ограничивал деятельность архангельского порта.
   Запрет на ввоз в Архангельск многих товаров, пользовавшихся спросом иностранных купцов, изменил характер экспорта через Север. По данным В.Н. Захарова, в закупках иностранцев резко возросла доля местных товаров: леса, продуктов морского промысла, смолы и т.п. Примерно от 2% в 1710 году она увеличилась к 1725 г. до 62%.
   Сокращение торговли в Архангельске больно ударило по торговле иностранных купцов и деятельности обитателей архангельской Немецкой слободы. В 1719 году в Архангельске действовало 83 иностранных торговца, среди которых были 14 англичан, 38 голландцев, 20 гамбуржцев, 2 датчанина и 9 из разных мест. А к концу царствования Петра в Архангельске (после указа 1721 года об ограничении беломорской торговли) осталось всего 47 иностранных торговцев.
   Из 47 человек, обитавших в то время в городе, 26, или более половины, являлись голландцами. Сокращение количества купцов менее всего коснулось представителей этой национальности, т.к. они торговали более разнообразными товарами и, очевидно, имели основательные связи с русскими поставщиками. Несмотря на ухудшение торгового климата в Архангельске почти на полвека, голландская община в городе сохраняла высокую численность и продолжала пользоваться покровительством высших властей.
   Голландцы, не покинувшие Архангельск, установили в это время более тесные отношения с местными перекупщиками, производителями смолы в Поважье, на Каргопольщине и Поонежье. Они не переставали добиваться снятия всяких ограничений торговли в этом крае. Вскоре после смерти Петра I последовал ряд мер в этом направлении. Уже 9 января 1727 г. появился указ, разрешивший купцам торговать в Архангельске “невозбранно”. Этим же документом с целью “умножения архангельского пошлинного сбору и народной пользы” разрешалось отправлять хлеб из Вятской провинции и городов, расположенных по Двине, Вычегде и Сухоне. Петербургский порт получил лишь незначительные преимущества: купцы платили там несколько меньшую, чем в Архангельске, пошлину (ниже на 4%). Это преимущество новой столицы было отменено лишь в 1762 году.
   Указом от 2 декабря 1737 года императрица Анна Иоанновна “в целях умножения купечества” дала голландским торговцам, проживавшим в Архангельске, льготы, освободив от солдатских постоев в их домах одной из самых обременительных повинностей горожан. Список лиц, приложенный к этому документу, насчитывал 35 человек. Очевидно, многие из них, если не все, являлись старожилами города (десять женщин поименованы как “вдовы” покойных купцов, умерших в Архангельске).
   Перенос Петром I торговли на Балтику имел государственный резон и был вполне оправдан. Значительно сократился путь в Западную Европу, сравнительно быстро сложился новый центр притяжения торгующего сословия России и стран Запада. И этот процесс был необратим. Но и Архангельский порт не потерял своего значения. Медленно, с колебаниями, но число кораблей, прибывавших в город на Северной Двине, постепенно росло. Если в 1724 году сюда пришло всего 22 корабля, то в 1727  - уже 45, в 1735  - 60, в 1740 - 114, а, начиная с 1771 года, сюда являлось от 107 до 206 и даже 309 кораблей в 1810 году. Соответственно росли и таможенные сборы.


 
Tags: политик
Subscribe

  • Про Русский флот-2

    Ну а теперь пробежимся по 19-20 веку на предмет - а можно ли чем-то гордиться. Итак, 1806-1807 годы - экспедиция Сенявина. Блокада Турции со стороны…

  • Про Русский флот

    Тут задали вопрос, который очень часто задают со времен ВИФа любители сухопутных войск. Звучит он так: "А чем может похвастаться российский и…

  • С днем ВМФ!

    Вот нравится мне, как написано. Просто и со вкусом. Суть всех военно-морских сил - в их военном характере. Фактически, смысл существования…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments