George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Categories:

Сдача флотов в аренду

В Тридцатилетнюю войну Швеция стремилась к установлению господства на всем побережье Балтийского моря. Обладая превосходством на суше, на море она тем не менее уступала Дании. В 1643 году у Швеции имелись 31 боевой корабль и 11 вспомогательных. Флот Дании насчитывал 64 корабля, из которых 40 были боевыми. Шведы представляли себе трудности, связанные с овладением этим регионом в условиях превосходства датского флота, поэтому попытались компенсировать слабость закупкой в сочувствующей им Голландии сразу 30 кораблей и наймом на них голландских экипажей. Поспособствовать этому должен был голландский купец и по совместительству полковник ФСБ шпион - Луи де Гир (Louis de Geer). Он имел в Швеции свои личные интересы, и договорился со шведами о том, что те в случае победы отменят Зундскую пошлину для голландских торговых кораблей.
Де Гиру удалось договориться с голландским правительством, Генеральные Штаты вспомнили о договоре 1640 года, согласно которому Швеции позволялось закупать на территории Голландии корабли (или арендовать их), нанимать войска, моряков, получать в кредит боеприпасы и провиант.
16 февраля 1644 года де Гир прибыл в Амстердам, и в конце апреля смог нанять и подготовить к походу целый флот из 32 кораблей, из которых 22 были вооруженными торговцами, а 10 - использовались в качестве транспортов. На корабли также наняли и голландских отпускников моряков, командовал эскадрой Мартин Тийссен, коммодор адмиралтейства Зеландии и по совместительству - один из капитанов голландской Вест-Индской компании.
Датчане понимали, что если этот флот подойдет к шведским берегам - корабли вольются в шведский флот. И таким образом соотношение 64 к 42 сразу изменится на полное равенство = 64 к 64. Плюс 10 войсковых транспортов, которые были предназначены для перевозки шведских войск под командованием Торстеннсона из Мекленбурга в островную Данию.
Датчане смогли выделить против этой голландской эскадры всего 9 кораблей:
Trefoldighed 44 флагман
Lindormen 38
Tre Løver 36
Norske Løve 46
Phonix 32
Sorte Rytter 26
Neptunus 22
Postillionen 12
Hollandske Fregat 12
Командовал отрядом лично датский король - Кристиан IV.
26 мая 1644 года датский дивизион заметил 24 голландских корабля, идущих в двух кучках (13 и 11 кораблей соответственно) у острова Зилт (Sylt) расположенного у Датского перешейка с западной стороны.

Король приказал атаковать сначала кучку из 13 кораблей, датчане не маневрируя устремились в разрывы между голландскими кораблями и открывали огонь с убойной дистанции в 30-20 метров. Голландцы в панике повернули и бежали, причем второй голландский отряд под командованием Мартенса почему-то на помощь первому не пришел.
25 июля голландцы обратно вернулись во Вли, потери их составили 111 человек убитыми и раненными, потери датчан - 9 человек убитыми - 11 раненными. Но это был далеко не конец истории. На голландских кораблях вспыхнул мятеж, моряки отказывались выходить в море - по условиям контракта им просто ставилась задача перегнать голландские корабли в Швецию, никто о том, что возможны боестолкновения с датчанами - не говорил. Де Гир выплатил отступные суммы, мятежи утихли, и голландцы решили сделать еще одну попытку пробиться в Швецию.
14 июля с рейда Вли вышел Тийссен с 8 кораблями и 6 брандерами, 20 июля стартовал вице-адмирал Херретсен с 8 кораблями и 2 яхтами. оба отряда объединились у Вильгельмсгаффена 2 августа и медленно пошли к Зундам. 19 августа миновали Скаггерак и обстреляли два датских торговых корабля, а далее взяли путь на Бронхольм, где обнаружили 9 датских кораблей, пытающихся заградить им дорогу. Их специально выделили от главных сил, чтобы заградить пролив в районе Копенгагена. Они не успели туда дойти. Голландцы имели численное превосходство, но Тийссен не стал завязывать боя, опасаясь, что поблизости находятся главные силы Дании. Его главным заданием было прибыть на Балтику и соединиться с шведским флотом. В связи с этим он просто отогнал пушечным огнем пытавшиеся помешать ему датские корабли и, умело маневрируя, вошел на Балтику. Вскоре он появился в гавани Стокгольма. Этот прорыв был смелым решением. Тийссен правильно выбрал для него время, пока основные силы противника были заняты погоней и блокированием шведского флота. Датчане допустили серьезную ошибку, оставив Зунд без прикрытия. Голландские корабли уравняли теперь воюющие стороны в силах.
После осмотра кораблей шведы приняли на свою службу 18 кораблей - Vergulde Swaen, Swarte Аrend, Groot Dolfijn, Grot Vlissingen, Gecroonde Liefde, Swarte Rave, Koninck van Sweden, Witte Engel, Vlissingen, Sint Matteus, Drij Croonen, Nortcoping, Wapen van Medenblik, Sint Marten, Brauer, Prince, Lange Cora, Leifde, плюс 7 транспортов. Аренда этого мини-флота на 4 месяца стоила шведской казне 110 тысяч крон, плюс транспорта - еще 70 тысяч крон.
Что касается датчан - они в битве при Фермарне поймали и потопили 4 из 18 голландских кораблей, плюс перехватили у Бронхольма несколько шведских единиц, поэтому в генеральном сражении в проливе Фермарн шведы могли выставить всего 42 корабля (вместо 60), но Дании это не помогло - из-за ошибки Кристиана IV датчане смогли принять бой всего 17-ю кораблями. Бой закончился полным разгромом датского флота, из 17 кораблей уцелело лишь 3, голландский "северный ветер" оказался очень своевременным и отработал свои деньги.

Tags: голландский флот, датский флот, шведский флот
Subscribe

  • Греческая революция, часть 3

    Вот про это на русском нет вообще ничего. Кокрейн был не меньшим фанатом паровых кораблей, нежели Гастингс, и он предложил следующее. На данный…

  • "Сим креслом мастер Гамбс..."

    Собственно, рано или поздно, всякий, интересующийся парусами, доходит до фигуры сэра Томаса нашего, Кокрейна. Так уж получится, что разые эпизоды его…

  • Проблемы "молодых демократий")

    Греческие революционеры, находившиеся в Лондоне, не нуждались ни в каком убеждении насчет того, что часть денег действительно надо будет потратить на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

  • Греческая революция, часть 3

    Вот про это на русском нет вообще ничего. Кокрейн был не меньшим фанатом паровых кораблей, нежели Гастингс, и он предложил следующее. На данный…

  • "Сим креслом мастер Гамбс..."

    Собственно, рано или поздно, всякий, интересующийся парусами, доходит до фигуры сэра Томаса нашего, Кокрейна. Так уж получится, что разые эпизоды его…

  • Проблемы "молодых демократий")

    Греческие революционеры, находившиеся в Лондоне, не нуждались ни в каком убеждении насчет того, что часть денег действительно надо будет потратить на…