George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Categories:

Датский флот, 1700-1709 годы

Вообще наши историки меня умиляют.
Сколько было сломано копий о том, куда пошел Питер зе Грейт, почему пошел, пошел ли вообще,и он ли это был - но вот полноценного описания Северной войны как не было, так и нет до сих пор.
Реконструкторы и любители истории до посинения спорят о цвете трусов петровских гренадер под Полтавой, или о дизайне подтрусной резинки у "хундсвармен", но вот понять - а что же делали все участники конфликта 1700-1721 года - очень тяжело. Такое ощущение, что все страны вели разные войны, и то что творилось за 500-800 км от них - эти страны не интересовало в принципе.
Ну хватит брюзжать, и давайте поговорим о датском флоте. Вернее о "потерянном" периоде его истории - с августа 1700 по октябрь 1709 года, то есть с Травендальского мирного договора до Копенгагенского договора о Союзе.
Согласно Травендальскому мирному договору Дания должна была уплатить Швеции 260 тыс. рейхсталлеров за военные расходы, и кроме того - гарантировать, что более не вступит в противные Швеции союзы. Поскольку веры датчанам у Карла XII не было никакой - гарантами исполнения Данией условий договора выступили Англия и Голландия (причем в едином лице Вильгельма Оранского как короля Англии и штатгальтера Голландии). В 1702 году Травендальский договор был переподписан королевой Анной Стюарт и великий пенсионарий Нидерландов Антоний Хейнсиус (с 1702 по 1747 года в Голландии было междуцарствование, и штатгальтера как такового не было).
Для датчан грубое вмешательство в местные балтийские разборки Англии и Голландии стало холодным душем - и Дания, выполняя положения Травендальского договора, все эти долгие годы готовилась к войне и перевооружала и переоборудовала флот.
У руля датского флота встал молодой 29-летний Ульрих Кристиан Гульденлёве, незаконнорожденный сын Кристиана V Датского и Софии-Амалии Мот. Несмотря на свое высокое происхождение Ульрик прошел флотскую службу снизу доверху, он в качестве иностранного волонтера на французском флоте принимал участие в войне Аугсбургской лиги под командованием графа Турвилля, Кэтлогона, Реллинга. С 1694 года,когда регулярный французский флот перешел на Средиземное море, добровольцем пошел к Жану Бару, воевал против англичан и голландцев в Северном море.
После лета 1700 года Гульденлёве всемерно старается укрепить флот и поставить его на профессиональную основу. В январе 1701 года в Копенгагене открывается "Морская кадетская компания", где начинается 4-хлетнняя подготовка будущих морских офицеров на научной основе. Первым начальником датской морской академии стал коммодор Сехестед.
Гульденлёве же приступает к пересмотру вооружения датских кораблей линии. Признав,что дальность плавания для датских кораблей в нынешней ситуации параметр совершенно неважный (враг находится всего-то в 500-600 милях), корабли просто перегружают пушками.
Так к примеру 86-пушечный "Даненнберг" становится 94-пушечным (причем 30-фунтовки нижнего дека заменены на 36-фунтовки), основными пушками кораблей II и III ранга становятся 24-фунтовки (взамен уж очень легких 18-фунтовок), строится большое количество 50-пушечников, задачей которых видятся действия в Зундахи у побережья противника. Именно на 1690-1709 годы приходится расцвет деятельности Хенрика Спана - датского кораблестроителя, положившего основу датскому национальному кораблестроению (до этого датские военные корабли строили выходцы из Голландии или Англии). И в проектах Спана очень чувствуется французский стиль, по крайней мере размерения точь в точь по ордонансу Кольбера 1678 года, чисто французская длина шпации, французский же метод крепления шпангоутов к килю и т.д.
В 1705 году Гульденлёве получает статус адмирал-президента, объединяя таким образом в своих руках как управленческую, так и военную власть на флоте. По всем флотам рассылаются волонтеры (так в 1704-м году прибывший из индийского Дансборга Витус Беринг едет служить русскому царю Петру I в заснеженную Россию), в Данненброге устраивается и расширяется новая верфь, конкурентка Нихольмской верфи.
В итоге к 1707 году Дания восстанавливает свой флот (теперь он состоит из 22 кораблей), переводит его на профессиональную основу и он становится значительной военной силой.
В этом же 1707 году датско-шведские отношения начинают ухудшаться. Дело в том, что гарантам Травендальского мира стало резко не до Балтики - в Северном море и Канале шла борьба не на жизнь,а на смерть с французскими корсарами, Форбэн готовился высадиться в Шотландии, а Карл XII, чтобы найти немножко деньжат на продолжение войны, вводит повышенные зундские пошлины, при этом Дании в ее пошлинах отказывает. То есть новоявленный "Александр Севера" решил полностью прибрать к рукам контроль за зундской торговлей! Что-что, а вот этого Дания стерпеть уже не могла. Датские дипломаты начинают переговоры с Августом Сильным, но у того самого ситуация аховая - Карл громит этого бабника и в хвост, и в гриву, в сентябре Август был вынужден заключить со шведами Альтранштедтский мир, по которому просто потерял корону Польши, и остался всего лишь курфюрстом саксонским. Правда через месяц Август Сильный, умудрившийся скрыть от своих союзников подписанный со шведами мирный договор, понукаемый Данилычем живительными поджопниками разгромил шведов под Калишем, но мы сейчас не об этом.
Понимая что с Августом говорить не о чем, датчане начинают переговоры с Бранденбургом. Предмет переговоров - совместное датско-германское нападение на шведскую Померанию, однако Фридрих-Вильгельм не хочет себе судьбы саксонского князя и юлит.
Русских как силу датчане начинают рассматривать только после Полтавы, до нее все предложения Василия Лукича Долгорукова просто игнорируются (это последствия Нарвы и вообще шведско-русской компании 1700 года), но вот после Полтавы буквально за два месяца возникает новый Северный Союз и датский флот принимает участие в высадке датских войск в Сконе, при этом полностью блокировав шведский флот в Карлскруне. Повторяется ситуация 1700 года с точностью до наоборот - тогда Карл высадился в Копенгагене под дулами союзных кораблей, сейчас взрощенный и выпестованный Гульденлёве датский флот запирает шведов в ихнем "Петербурге", а 20 тысяч датских войск буквально за две недели овладевают Хельсингборгом, Кристианстадтом и Карлсхамном, и начинают осаду Мальмё и Ландскруны. Однако полководческий гений Сенбока и хреновая датская армия (которая всегда была унылым гумном, в отличие от флота) перечеркнули успех на корню. Стенбок в Хельсингборгском сражении просто размазал датскую армию, и на флот теперь выпала забота о спасении из Сконе остатков датской пехоты и кавалерии.
Флот это выполнил.
Ну а далее последовала битва в бухте Кёге, которая обнажила все детские болезни датского флота, который просто застали там со спущенными штанами.



Однако результат был закономерен - датчане потеряли 94-пушечный "Даннеброг", а шведы - 86-пушечный "Тре Кронур" и 80-пушечный "Принцесс Ульрика". Даже в разобранном состоянии датский флот просто выехал на классе и переманеврировал противника. Сражение в бухте Кёге вполне можно считать предвестницей оглушительных удач датского флота в 1712-1716 годах, но это уже другая история.


Горящий датский корабль "Даннеброг" отходит под ядра противника, чтобы огонь с него не перебросился на другие суда датского флота. Из его команды погибло 700 человек, спаслось 3. Командир корабля Ивер Хюйтфельд является национальным героем Норвегии и Дании.
Tags: датский флот
Subscribe

  • Об особенностях деревянного кораблестроения разных стран.

    В истории почему-то укрепился устойчивый миф о том, что плохое качество русских кораблей парусного флота было вызвано волюнтаризмом Петра I (…

  • Прекрасное)

    В начале XIX века в составе Роял Неви было такие два корабля 50-пушечный HMS Romney и 32-пушечный фрегат Sensible. Так вот, наткнулся я на осуждение…

  • Немного про испанцев и русских

    Решил тут немного разобраться, как испанский флот "дошел до жизни такой". Я уже писал, что Трафальгар и вообще начало войны с Англией особой…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 75 comments

  • Об особенностях деревянного кораблестроения разных стран.

    В истории почему-то укрепился устойчивый миф о том, что плохое качество русских кораблей парусного флота было вызвано волюнтаризмом Петра I (…

  • Прекрасное)

    В начале XIX века в составе Роял Неви было такие два корабля 50-пушечный HMS Romney и 32-пушечный фрегат Sensible. Так вот, наткнулся я на осуждение…

  • Немного про испанцев и русских

    Решил тут немного разобраться, как испанский флот "дошел до жизни такой". Я уже писал, что Трафальгар и вообще начало войны с Англией особой…