George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Categories:

Кадры решают всё!

Сначала цитата из "Схватки двух львов": "После реставрации лордом-адмиралом стал герцог Яков Йоркский, не имевший какого-либо морского опыта. Но его помощники имели огромный опыт сражений на море: принц Руперт, генерал Монк, полковник Монтегю, вице-адмирал Уильям Пенн. Это были самые опытные офицеры страны, обладавшие также и своими теоретическими наработками. Яков нашел в себе смелость не спорить с более знающими людьми, а использовать и творчески перерабатывать их опыт, выдавая коллегиальные решения по действию и жизнеобеспечению флота 22 ноября 1664 года вышли в свет «Инструкции по лучшей организации флота Его Величества», состоявшие из 16 статей. Они почти повторяли «Инструкции Республики», опубликованные еще при Кромвеле, кроме двух статей (15-й и 16-й). В них говорилось о формировании кильватерной колонны на левом и правом галсах. Кэптенам кораблей запрещалось вести огонь, «пока они не выйдут на расстояние хорошего выстрела». Таким образом, кильватерная колонна стала основным построением английских кораблей в бою.
В 1665 году Йоркский издает инструкцию «О наилучшем построении флота Его Величества». Там отмечалось: «всеми силами стремиться сформировать линию баталии», «никакой корабль флота Его Величества не должен преследовать какую-либо незначительную группу кораблей до тех пор, пока основная часть вражеского флота не будет подавлена или приведена в бегство», «держать расстояние между мателотами в 100 ярдов». Каждый корабль получил четко определенное место в строю линии.
Двумя днями позже герцог Яков выпускает «Распоряжение капитанам брандеров, малых фрегатов и кэчей», где определялись порядок действий и размер вознаграждений экипажам и командирам брандеров.
Однако на море довольно часто случалось, что дела шли не так, как написано на бумаге. К примеру, в сражении в День святого Якова или в Четырехдневном сражении, когда часть кораблей просто не смогла удержаться в линии, создавая большие разрывы. Целые эскадры кораблей в этих сражениях прорезали в течения боя линию противника туда и обратно, и конечно, при этом не могло идти речи о концентрации огня.
Перед сражением в День святого Якова Руперт и Монк издали «Дополнительные боевые инструкции», где трактовали более свободный взгляд на атаку противника в линии баталии. Там приказывалось, что «противника надо держать с подветра», что «в случае, если флоты выстроились друг напротив друга, авангард нашего флота должен привести к ветру и задержаться до того времени, пока вся кордебаталия не подойдет на то же расстояние от авангарда противника». Изучая само сражение, можно сказать, что инструкции остались лишь благими пожеланиями. Дело тут не в приказах, а в обученности экипажей и компетенции кэптенов. Пока не была введена круглогодичная система тренировок и учений, пока примерно четверть флота составляли зафрахтованные торговые суда — ни о каком порядке не могло быть и речи.
Тем не менее инструкции времен второй англо-голландской войны явились важной вехой в развитии военно-морского искусства.
В голландском флоте происходили абсолютно такие же изменения. К сожалению, де Рюйтер не составлял письменных приказов, предпочитая конференции и совещания с капитанами. Однако, изучая построения голландского флота во второй войне, можно увидеть, что де Рюйтер вернулся к идее Тромпа о бое в кильватерной колонне и творчески развил эту идею, однако перед ним встала такая же проблема, как и перед англичанами, — слабая обученность экипажей и капитанов, а также большое число зафрахтованных судов.
И в Голландии и в Англии приходили к мысли, что военный флот должен быть совершенно самостоятельной организацией, и его костяк должен обучаться военному делу и в мирное время."

Собственно между второй и третьей англо-голландскими войнами происходили удивительные вещи - было понято и осознано, что на море должны воевать не зафрахтованные купцы или корсары, а нормальный профессиональный флот, под эту концепцию были построены корабли, созданы регламенты для их вооружения и т.д.
Но никто до поры до времени не озаботился тем, что хорошие корабли и хорошая тактика - это еще не все, на хороших кораблях нужны профессиональные экипажи, офицеры, соответствующие своей должности, которые эту тактику должны воплотить в жизнь.
Именно поэтому раз за разом сражения третьей англо-голландской войны превращались в кучу-малу, где каждый действовал по своему разумению, корабли покидали линию, экипажи могли впасть в панику по малейшему поводу, а более сильные корабли нехило получали от более слабых, поскольку на последних команда была просто профессиональнее.
И вот в 1677 году Сэмьюэл Пипс (он был действительно "их всё" для Роял Неви) решил при получении какого-либо чина ввести тесты на проф-пригодность. По сути это были обычные собеседования, так отлично описанные умницей Марком Твеном в неувядающем "Янки при дворе короля Артура":
Мне не терпелось познакомиться с ней и доказать, насколько она хуже той, которую я сам собирался предъявить экзаменационной комиссии. Я осторожно намекнул об этом королю и сразу разжег его любопытство. Едва комиссия собралась, явился и я вслед за королем, а вслед за нами явились кандидаты. Один из этих кандидатов был молодой блестящий слушатель моей Военной академии, прибывший в сопровождении двух профессоров.
Увидев комиссию, я не знал, плакать ли мне, или смеяться. В ней председательствовал главный герольдмейстер! Двое членов были начальниками отделений в его департаменте; и все трое, разумеется, были попами, – все чиновники, умевшие читать и писать, были попами.
Из учтивости ко мне моего кандидата вызвали первым, и глава комиссии с официальной торжественностью стал задавать ему вопросы:
– Имя?
– Мализ.
– Чей сын?
– Уэбстера.
– Уэбстер… Уэбстер… Гм… Что-то не припомню такой фамилии. Звание?
– Ткач.
– Ткач! Господи, спаси нас!
Король был потрясен до глубины души, один член комиссии упал в обморок, другой, казалось, вот-вот упадет.
Председатель опомнился и, негодуя, сказал:
– Довольно. Вон отсюда!
Но я воззвал к королю. Я умолял его допустить моего кандидата к экзаменам. Король соглашался, но комиссия, состоявшая из столь знатных особ, просила короля избавить ее от унижения экзаменовать сына ткача. Я знал, что экзаменовать его они все равно не могут, так как сами ничего не знают, а потому присоединился к их просьбам, и король возложил эту обязанность на моих профессоров. У меня заранее была приготовлена классная доска, я велел ее внести, и представление началось. Приятно было слушать, как бойко мой юноша излагал военную науку, как подробно рассказывал он о битвах и осадах, о снабжении и переброске войск, о минах и контрминах, о тактике и стратегии отдельных частей и крупных соединений, о сигнальной службе, о пехоте, кавалерии, артиллерии, об осадных орудиях, полевых орудиях, о винтовках, о ружьях крупного и мелкого калибра, о револьверах, – а эти болваны слушали и не понимали ни одного слова; приятно было смотреть, как он вычерчивает мелом на доске математические головоломки, которые поставили бы в тупик и ангелов, как легко и просто рассказывает он о затмениях, о кометах, о солнцестояниях, о созвездиях, о полуденном времени, о полночном времени, об обеденном времени, обо всем, что только есть над облаками и под облаками годного для того, чтобы извести и замучить врага и заставить его пожалеть, что ему вздумалось напасть на вас; и когда он, наконец, кончил и, отдав честь по-военному, отошел в сторону, я с гордостью обнял его, а остальные были потрясены, уничтожены и смотрели на него, как пьяные. Я решил, что дело в шляпе и большинством голосов пройдем мы.
Образование – великая вещь! Когда этот самый юноша явился в мою Военную академию, он был так невежествен, что на мой вопрос: «Как должен поступить старший офицер, если во время боя под ним убьют лошадь?» – наивно ответил:
– Встать и почиститься.
Следующим вызвали одного из молодых дворян. Я решил сам задавать ему вопросы. Я спросил:
– Умеете ли вы, ваше сиятельство, читать?
Он весь вспыхнул от негодования и гневно выпалил:
– Вы принимаете меня за псаломщика? Кровь, текущая в моих жилах, не потерпит…
– Отвечайте на вопрос!
Он подавил свой гнев и ответил:
– Нет.
– А писать вы умеете?
Он опять собирался обидеться, но я сказал:
– Прошу отвечать только на вопросы и не говорить ничего лишнего. Вы здесь не для того, чтобы хвастать своею кровью и своим происхождением, этого вам здесь не позволят. Умеете вы писать?
– Нет.
– А таблицу умножения знаете?
– Не понимаю, о чем вы спрашиваете.
– Сколько будет девятью шесть?
– Это тайна, которая сокрыта от меня, ибо еще ни разу в моей жизни не было у меня нужды познать ее, и, не имея надобности познать ее, я ее не познал!

Я не шучу, ибо прежде чем ввести тесты официально, Пипс опробовал их на Якове Йоркском, и выяснил, что в морском деле брат короля фактически ничего не знает.
Но Яков тем и велик, что не отругал Пипса, а утвердил с мая 1677 года обязательное устное тестирование лейтенантов по двум предметам - навигация и математика. Да-да, то самое "Если A уступил B бочонок луку ценою по два пенса за бушель в обмен на овцу ценою в четыре пенса и собаку ценою в один пенни, а C убил собаку, прежде чем она была доставлена покупателю, ибо она укусила его, приняв за D, какую сумму B должен A? и кто обязан оплатить стоимость собаки – C или D? и кому должны достаться эти деньги? и если деньги эти должны достаться A, то должен ли он удовольствоваться одним пенни, составляющим стоимость собаки, или имеет право потребовать дополнительного возмещения за тот доход, который могла бы принести ему собака, став его собственностью?"
Ой, что тут началось!
Дело в том, что до царствования Карла II аристократия обычно шла служить в армию. После Реставрации Яков Йоркский и принц Руперт Пфальский ввели моду на флот. А тут - экзамены какие-то! Ведь так классно было раньше:
– Имя, будьте любезны.
– Пертиполь, сын сэра Пертиполя, барона Солод.
– Дед?
– Так же сэр Пертиполь, барон Солод.
– Прадед?
– То же имя и тот же титул.
– Прапрадед?
– Его у нас не было, почтенный сэр, наш род не столь древен.
– Это не важно. Все-таки целых четыре поколения; основное условие выполнено.
– А что это за условие? – спросил я.
– Условие, согласно которому каждый кандидат должен доказать наличие четырех поколений знатных предков.
– Значит, тот, за спиной которого не стоят четыре поколения знатных предков, не может стать армейским лейтенантом?
– Никоим образом, ни лейтенантом, ни любым другим офицером.
– О, что вы! Это изумительно. Да какой же толк в подобном требовании?
– Какой толк? Смелый вопрос, благородный сэр и Хозяин: предлагать такие вопросы, значит оспаривать премудрость нашей святой матери-церкви.

Но Пипс не остановился и на этом.
Для корабельных хирургов тоже было назначено тестирование перед назначением на корабль. Оказалось, что множество из них готовы лечить "мацой с печенью летучей мыши и кровью киргизской девственницы", но совершенно не умеют наложить жгут или пустить кровь!
Баталеров при назначении стали проверять на отсутствие "приводов в милицию", чему мошенники, раньше паразитировавшие на поставках флоту, безмерно огорчились.
Ввели экзамены даже для корабельных капелланов, чтобы исключить появления на кораблях бездельников и тунеядцев, прельщенных жалованием пастора.
Чтобы как-то снизить недовольство, Пипс сделал следующую вещь - претендента на звание капитана экзаменовали опытные капитаны и (по желанию) адмиралы. Лейтенантов - капитаны. Унтер-офицеров - лейтенанты. После экзамена соискатели получали патент на должность, этот патент служил основанием для получения жалования и публикации в "Морском Листе".
Именно Пипс заложил основы профессионального флота Англии, реформы Энсона стали просто следующим шагом.
Tags: royal navy ltd
Subscribe

  • Раздача слонов

    Честно говоря, меня уже немного напрягает обсуждение в комментариях. Нет, не потому что я закрыт для критики или не восприемлю чужую позицию - дело в…

  • Без стыда рекламирую новый ЖЖ

    Тем более - он очень толковый, а это в наше время - редкость. Френдите, читайте, обсуждайте, спорьте. Основная тема - голод 1921-1923 годов в…

  • "Сдается мне, джентльмены, это была комедия"

    Оригинал взят у d_clarence в "-Одним словом - румын! - Так он же болгарин?! - А какая разница?" (с) Долго размышлял как рассказать эту…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

  • Раздача слонов

    Честно говоря, меня уже немного напрягает обсуждение в комментариях. Нет, не потому что я закрыт для критики или не восприемлю чужую позицию - дело в…

  • Без стыда рекламирую новый ЖЖ

    Тем более - он очень толковый, а это в наше время - редкость. Френдите, читайте, обсуждайте, спорьте. Основная тема - голод 1921-1923 годов в…

  • "Сдается мне, джентльмены, это была комедия"

    Оригинал взят у d_clarence в "-Одним словом - румын! - Так он же болгарин?! - А какая разница?" (с) Долго размышлял как рассказать эту…