George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Category:

Скандал в благородном семействе

Как вы помните - авангард Дюмануара после Трафальгара сбежал. Сначала командир французского авангарда решил пойти в Тулон, однако на следующий день передумал, вспомнив, что у Гибралтара должна крейсировать британская эскадра Томаса Льюиса. Дюмануар развернул корабли и в шторм взял курс на Сент-Винсент, чтобы уйти к Рошфору. 2 ноября у мыса Финистерре его обнаружил английский 36-пушечный фрегат «Феникс». На следующий день французский отряд («Формидабль», «Дюгэ-Труэн», «Монблан» и «Сципион») был перехвачен у мыса Ортегаль отрядом коммодора Ричарда Страхана (74-пушечные «Цезарь», «Хироу», «Корейджес» и «Белонна», а так же фрегаты «Сент-Маргарит», «Эол» и «Революционер»). 4 ноября в 5.45 утра Страхан начал нагонять Дюмануара. К полудню Страхан взял французские корабли в два огня: с одной стороны линкоры, с другой – фрегаты. Французы, вяло отстреливаясь, пытались уйти, но к вечеру на горизонте показался 74-пушечный британский «Намюр». В 3.10 ночи сдались «Формидабль» и «Сципион», чуть позже – в 3.35 – «Дюгэ-Труэн» и «Монблан».

Поскольку корабли были захвачены в целости и сохранности, фактически без единого повреждения - в призовом суде их оценили довольно дорого - по 40 тыс. фунтов (новый корабль стоил примерно 50-60 тысяч). Плюс - премии за захват по числу орудий (10 фунтов за пушку) - 3650 фунтов. Плюс - за товары, порох, ядра, припасы и т.п. - около 3000-4000 фунтов.
Однако, чтобы представить корабли на призовой суд - Страхану и коммодору Томасу Бейкеру надо было внести сбор в 5600 фунтов (по 1400 фунтов за корабль). Деньги ссудил один из лондонских банкирских домов, но не бесплатно, после выплаты призовых они должны были вернуть 10200 фунтов (эдакий "Миг-Кредит" - "Миг - и голова не болит").
Как мы знаем, адмиралу или коммодору при эскадре выделялось 1/8 часть, капитану - 2/8. Но оба - и Страхан и Бейкер - были одновременно и капитанами и командующими своими соединениями. В результате было принято беспрецедентное решение - выделить на них обоих 3/8 суммы, и 2 части из нее отдать Страхану (как капитану и коммодору), а одну часть - Бейкеру (тоже капитан и коммодор, но кораблей статусом поменьше). То есть из 62 991 фунта 20 997 фунтов получил Бейкер, а 41 994 фунта - Страхан.
Но веселье продолжилось и дальше - Бейкер возместил банку треть обещанной суммы, сказав, что поскольку получил треть - то и отдал треть, а две трети пусть платит Страхан, у него денег больше. Страхан естественно возражал, и дело по инициативе банка опять попало в суд который выиграл Бейкер, а Страхану пришлось раскошелиться. Суд посчитал аргументы Бейкера убедительными.
Вообще погоня за деньгами и судебные дрязги по поводу призовых денег сопровождают историю парусного Роял Неви постоянно. Стимул - стимулом, но каждому урвать хочется побольше.
Tags: royal navy ltd
Subscribe

  • Греческая революция, часть 3

    Вот про это на русском нет вообще ничего. Кокрейн был не меньшим фанатом паровых кораблей, нежели Гастингс, и он предложил следующее. На данный…

  • "Сим креслом мастер Гамбс..."

    Собственно, рано или поздно, всякий, интересующийся парусами, доходит до фигуры сэра Томаса нашего, Кокрейна. Так уж получится, что разые эпизоды его…

  • Это прекрасно))

    Приглашение Кокрейна на службу греческим повстанцам было наверное самым смелым и самым затратным проектом греческого правительства. Когда в 1825 году…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments