George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Categories:

Война и торговля

Тут у Аткинса опять батхерт по поводу Петра начался. Это у него обычно весной бывает, ничего нового. Я же хотел остановиться вот на чем.
Почему Петр строил военный флот и не строил торговый. И вообще, в мире есть примеры, чтобы страна практически не имела торгового флота, но имела сравнительно сильный военный?
Опять-таки, чтобы не сравнивать с торговыми флотами в вакууме, давайте отталкиваться от Голландии (578 тыс. тонн общего тоннажа на 1670 год) и Англии (250 тыс. тонн), то есть десятки тысяч судов. Оценки берем в Development Centre Studies The World Economy.
Военные флоты этих стран оценивались примерно в 100 кораблей (я могу дать точные цифры по годам, если интересно, но думаю в этом посте нам важен просто порядок цифр). Примерно такой же военный флот (60-100 кораблей) имеет и Франция. А как там с ее торговым флотом? 80 тыс тонн, 2365 судов, и только около 30 из них — более 600 тонн водоизмещением (Данные из: Добролюбский К. Кольбер и его экономическая политика Исторический журнал, № 9. Сентябрь, 1939. C. 124–130.).
Не, ну Людовик XIV великий попильщик, это мы знаем все, он поэтому и проиграл на море. А что там другие?
Шведский флот оценивался в 20-40 ЛК. О шведском торговом тоннаже скромно говорят - неизвестен. Но мы то с вами помним все 730-740 торговых шведских судов (25 тыс. тонн) на 1680-й! Из них аж 4 - более 600 тонн водоизмещением! Великая торговая сила, правда?
Дания имела примерно такой же военный флот как и шведский - 20-40 ЛК. На начало XVIII века датский торговый флот насчитывал 1600 судов (40 тыс. тонн). Ну если верить книге Northern Europe in the Early Modern Period.
Португалия и Испания в этот момент переживали период упадка, и общее количество их торговых флотов вместе не превышало 550 судов, правда и военная их сила была очень слабой. Упадок - он упадок везде.
Но давайте-ка посмотрим на городишко Гамбург, который не имея своего военного флота имеет торговый флот в 1466 судов (1672-й), причем тоннажем превосходит датский - 60 тыс. тонн!
А вот Данциг, держащий в это время всю хлебную торговлю - всего 120 кораблей. И тоже военного флота не имеет, правда в 1630-х Владислав Ваза пытался построить ВМФ аж в 30 кораблей, но датчане его спалили в 1637-м.
Какой же вывод?
А вывод из этого можно сделать только один.
Размер военного флота вообще никак не зависит от размера торгового флота.
Вон Гамбург имеет довольно большой торговый флот - и совсем не имеет военного.
Франция имеет смехотворный торговый флот относительно англичан и голландцев - но военный флот по численности сравним. Дания имеет торговый флот в два раза больше шведского - а военный по численности такой же.
Ну и так далее.
Поэтому те, кто вам рассказывают, что военный флот строят чтобы защитить свой торговый - извините - просто врут.
Флот - это инструмент. Инструмент войны. Инструмент политики.
Если Франция считала нужным сделать Средиземное море французским озером и на равных противостоять Голландии и Англии - она строила флот, сравнимый с ними.
Если Швеция понимала, что основная угроза ей исходит от Дании - она строила совершенно такой же флот, несмотря на то, что у нее торговых судов в два раза меньше.
Если Петр хотел угрожать берегам собственно Швеции, защитить от возможных десантов Прибалтику и господствовать в шхерах Финляндии - он и строил флот больше чем шведский и датский, и его вообще не смущало, что торгового флота у России нет.
Как-то так.

Tags: Петр I
Subscribe

  • Греческая революция, часть 3

    Вот про это на русском нет вообще ничего. Кокрейн был не меньшим фанатом паровых кораблей, нежели Гастингс, и он предложил следующее. На данный…

  • Их нравы

    Вы же не забыли о нелепой смерти Джеймса Фитцмориса? Проблема ирландской истории в том, что там каждый источник дает свой взгляд на событие, и…

  • Для чего нужны займы

    Тут недавно вопрос в фейсбуке задали - нет, понятно, что все эти греческие, аргентинские, чилийские революционеры были босяками, и деньги им были…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 57 comments

  • Греческая революция, часть 3

    Вот про это на русском нет вообще ничего. Кокрейн был не меньшим фанатом паровых кораблей, нежели Гастингс, и он предложил следующее. На данный…

  • Их нравы

    Вы же не забыли о нелепой смерти Джеймса Фитцмориса? Проблема ирландской истории в том, что там каждый источник дает свой взгляд на событие, и…

  • Для чего нужны займы

    Тут недавно вопрос в фейсбуке задали - нет, понятно, что все эти греческие, аргентинские, чилийские революционеры были босяками, и деньги им были…