?

Log in

No account? Create an account
 
 
05 March 2015 @ 03:28 pm
Сражение у острова Сент-Томас  
Кое-что о подготовке и силе датского флота.
Все знают историю русского брига "Меркурий", но не все знают, что в Дании тоже есть свой бриг "Меркурий", имя которому "Люген" (Lougen).
Итак, конец февраля 1801 года, Датская Вест-Индия (Виргинские острова - Сент-Томас, Сент-Круа и Сент-Жан), во всю ходят слухи, что англичане собираются захватить их и оккупиролвать. Губернатор Кристиансстед (остров Сент-Круа) Вильгельм Линдеманн 3 марта отправляет на разведку к северо-западной части острова Сент-Томас бриг "Люген" (18 карронад в 18-фунтов, командир Карл Вильгельм Йессен), в помощь ему выделив шхуну 8-пушечную "Ден Арваагн" (Den Aarvaagne, в переводе "Бдительный", балтиморский клипер, капер, захваченный датчанами в 1797 году) под командованием Ганса Мунка.
Йессен решил использовать быстроходную шхуну в качестве дозора, чуть впереди, использовав ее ходовые качества. В случае обнаружения противника Мунку было приказано прямым ходом идти в Кристиансстед, чтобы предупредить губернатора. Йессен резонно считал что в случае возможного сражения боевая ценность шхуны близка к нулю, и она скорее будет мешать, нежели помогать. И вот 3 марта 1801 года с северо-востока были замечены два корабля, которые на поверку оказались британскими.
Это были два фрегата - 20-пушечный 9-фунтовый "Араб" (HMS Arab) и 18-пушечный 6-фунтовый приватир "Эксперимент" (Experiment). Англичане, предчувствуя легкую добычу, подняли красные флаги, выражавшие намерение атаковать и пошли на сближение. Йессен приказал Мунку согласно плану отходить к Сент-Круа, а сам пошел на сближение, чтобы задержать неприятеля и дать возможность шхуне уйти.
Первым с "Люгеном" по правому борту сблизился "Араб", который дал один за одним три залпа по датскому бригу, Йессен не отвечая на стрельбу, попытался в рупор связаться с капитаном английского фрегата, чтобы выяснить, идет ли война с Англией или еще нет, но не получил никакого ответа. Когда расстояние между противниками достигло полукабельтова - "Люген" дал залп по фрегату, и получил залп в ответ.
В этот момент с левого борта за датский бриг зашел "Эксперимент", который тоже открыл огонь. Но ошибкой англичан стало то, что они решили вести ближний бой. "Люген" имел 18-фунтовые карронады, соответственно вес бортового залпа у него составлял 162 фунта. "Араб" имел двадцать 9-фунтовок (90 фунтов на борт), "Эксперимент" - восемнадцать 6-фунтовок (54 фунта на борт), таким образом совокупный вес бортового залпа у англичан не дотягивал до веса залпа датского брига. Однако зажатый с двух сторон (при том, что при ведении огня на оба борта не хватало комендоров, и в результате у датчан резко снизилась интенсивность стрельбы) начал получать серьезные повреждение. К тому же, укомплектованный неопытными резервистами, "Люген" не мог долго поддерживать высокую скорострельность. Йессен решил взять курс на порт Шарлотта-Амалия (остров Сент-Томас), надеясь, что его защитят пушки датских береговых батарей.
Такая карусель продолжалась час. Датчане огрызались, упорно шли к своему порту, англичане не отставали, вели огонь на оба борта, но и сами страдали от редких выстрелов датских моряков. Чтобы хоть как-то выровнять положение, первый лейтенант датского брига Ганс Стефансен пошел на риск - он приказал уменьшить число матросов на парусах (ведь все равно бриг не маневрирует а идет прямым ходом), а освободившихся бросить к пушкам. Момент на самом деле был переломный, ибо боясь, что бриг все-таки дойдет до Шарлотты-Амалии, англичане решились на абордаж, но залп 18 карронад с обоих бортов сразу остудил их пыл.
В результате фрегаты немного отстали, что позволило датчанам заняться заменой пробитых парусов и поставить фальш-реи взамен поврежденных. К тому же Стефансен обратил внимание, что неопытные расчеты, таская порох из крюйт камеры к орудиям, часто просыпали его, и по палубе туда-сюда бегут змейки пороха - то есть при любой искре взрыв и гибель корабля неизбежны! Тут же дается приказ - лить на палубу питьевую воду, чтобы намочить высыпавшийся порох и избежать угрозы пожара. Тем не менее в нескольких частях брига порох воспламеняется, но оперативно тушится офицерами и матросами. В этот момент англичане опять сближаются и бой начинается по новой.



Начало новой фазы сражения чуть не стало фатальным для датчан - разорвалась одна из пушек правого борта, рассыпанный вокруг порох воспламенился, но комендор Эрик Хендерсенн Хофф вместе с наводчиком Ларсом Ольсеном опрокинули на пламя бочку уксуса (уксус стоял рядом с пушками для охлаждения орудийных стволов), и оно погасло.
Когда до Шарлотты-Амалии оставалось 3 мили - британцы начали отставать, а потом и вовсе вышли из боя. Напоследок одно из ядер "Люгена" на излете попало в бушприт "Арабу" и сломала ватерштаг, из-за чего англичанин потерял часть бушприта, и фрегат развернуло. Англичанин был вынужден бросить якорь, чтобы привестись, но с берега его обстреляла полевая батарея, к тому же место оказалось глубоким, и якорь не достал до дна, и лишь под прикрытием "Эксперимента" "Араб" смог исправить повреждения и отойти.
Результат этого удивительного боя так же впечатляет - датчане потеряли 1 человека убитым и три раненными. Англичане примерно 10 человек убитыми, 20-25 - раненными.
Джон Перкинс (моряки прозвали его Джек Панч) пытался преуменьшить эпизод, в судовом журнале он отметил, что действие вступили пушки порта, и ему пришлось уйти, но от точки, где "Араб" развернуло до порта еще было было не менее 2.5 миль!
На Йессена же пролился дождь из наград - наградная сабля с позолоченным эфесом, 400 риксдаллеров премии (столько он получал за год службы), памятная медаль "За мужество 3-го марта 1801 года". Получили награды и другие члены экипажа.
Что касается островов Датской Вест-Индии - 28 марта 1801 года к ним подошла британгская эскадра адмирала Дакуорта (3 ЛК, 6 ФР, 20 БР и транспортов), на острове Сент-Томас англичане высадили десант 4000 человек, и датский гарнизон капитулировал без боя. Попал в руки англичан и "Люген".
Через три дня Дакуорт так же мгновенно захватил острова Сент-Круа и Сент-Жан. Возвращены острова Дании были 27 марта 1802 года, после подписания Амьенского мира. Шхуна Мунка осталась в Вест-Индии, а бриг "Люген", который британцы вернули, ушел в Данию.
 
 
 
yagangrel123yagangrel123 on March 5th, 2015 11:30 am (UTC)
*балтиморский клипер, капер, захваченный датчанами в 1797 году*
А у кого захваченный?
George Rookegeorge_rooke on March 5th, 2015 11:36 am (UTC)
У американцев. Балтимор - это США
(no subject) - yagangrel123 on March 5th, 2015 11:46 am (UTC) (Expand)
(no subject) - Александр Воробьёв on March 5th, 2015 09:05 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - george_rooke on March 6th, 2015 05:27 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - Александр Воробьёв on March 10th, 2015 01:54 pm (UTC) (Expand)
alexkussulalexkussul on March 5th, 2015 11:49 am (UTC)
Кстати, длительная перестрелка почти без потерь - это было характерно для тогдашних боёв или "так уж карта легла"?
George Rookegeorge_rooke on March 5th, 2015 11:56 am (UTC)
Если верхняя палуба пуста - то и потери будут маленькие. Борта же - это своего рода броня.
(no subject) - alexkussul on March 5th, 2015 12:05 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - george_rooke on March 5th, 2015 12:11 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - alexkussul on March 5th, 2015 12:26 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - george_rooke on March 5th, 2015 12:41 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - vld_sergio_jr on March 5th, 2015 02:20 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - Oleg Antonov on March 5th, 2015 05:16 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - eednew on March 5th, 2015 12:16 pm (UTC) (Expand)
Евгений Дробышевeednew on March 5th, 2015 11:57 am (UTC)
Я думаю, отставание в скорострельности было связано и с самим фактом, что это 18-фунтовки. Если я правильно понимаю, даже при равной квалификации у них скорострельность раза в 2-2,5 меньше.

Зато одним удачным залпом можно корабль лишить хода, что и произошло.

И, кстати, дальний бой вряд ли бы сильно помог англичанам. Из-за пределов дальности карронад им бы пришлось обстреливать бриг много часов для достижения какого-то пристойного результата. Шестифунтовки вообще годятся только против такелажа и экипажа. Даже при беглом огне на небольшую дистанцию в данном случае успехи были скромные.
Oleg AntonovOleg Antonov on March 5th, 2015 05:17 pm (UTC)
Карронады за счет своего малого веса в разы скорострельнее равнокалиберных пушек, видимо у датчан команда была совсем не опытная.
(no subject) - eednew on March 5th, 2015 08:08 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - Oleg Antonov on March 5th, 2015 08:23 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - eednew on March 6th, 2015 06:59 am (UTC) (Expand)
Кристофер Рид: Мяуkris_reid on March 5th, 2015 12:15 pm (UTC)
>Это были два фрегата - 20-пушечный 9-фунтовый "Араб" (HMS Arab) и 18-пушечный 6-фунтовый приватир "Эксперимент" (Experiment).

Думаю, стоит эту фразу переделать, я-то понял, но неспециалист будет долго гадать, что такое 9-фунтовый фрегат :)
Oleg AntonovOleg Antonov on March 5th, 2015 01:27 pm (UTC)
Это не фрегаты. Скорее всего "post-ship" 6го ранга, а то и вовсе шлюп. 6 фунтовый точно внеранговый шлюп.

Edited at 2015-03-05 01:27 pm (UTC)
(no subject) - vld_sergio_jr on March 5th, 2015 02:24 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - Oleg Antonov on March 5th, 2015 01:38 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - kris_reid on March 5th, 2015 01:39 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - vld_sergio_jr on March 5th, 2015 02:23 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - frantic00 on March 5th, 2015 06:15 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - vld_sergio_jr on March 5th, 2015 06:53 pm (UTC) (Expand)
os_stav on March 5th, 2015 12:43 pm (UTC)
А в эскадре Дакуорта 20 БР - это брандеры? Или что то другое?
George Rookegeorge_rooke on March 5th, 2015 12:48 pm (UTC)
БР - брандеры. Обычно так отмечают мелкие суда, чтобы не перечислять - столько то шлюпов, столько-то шхун и т.д.
bigfatcat19bigfatcat19 on March 5th, 2015 01:46 pm (UTC)
Датчане, конечно, герои, но это все-таки не бриг "Меркурий" - там превосходство турок было колоссальным.
George Rookegeorge_rooke on March 5th, 2015 02:48 pm (UTC)

Справедливости ради - там турки, здесь англичане.

(no subject) - bigfatcat19 on March 5th, 2015 02:54 pm (UTC) (Expand)
maxdianovmaxdianov on March 5th, 2015 03:40 pm (UTC)
Будь Дания островом ( как Англия) ей-ей она бы еще много сделала бы. ((( Но не судьба - не было у нее рва с морской водой.
George Rookegeorge_rooke on March 5th, 2015 03:45 pm (UTC)
Будь Дания островом - это ничего бы вее судьбе принципиально не изменило. Проблема ресурсов и населения никуда бы не делась. Плюс- проблема Норвегии, от которой пришлось бы отказаться (как Англия в свое время от Аквитании),чтобы пойти по британскому пути развития.
(no subject) - maxdianov on March 5th, 2015 04:17 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - Oleg Antonov on March 5th, 2015 05:14 pm (UTC) (Expand)
cabal_ussrcabal_ussr on March 6th, 2015 12:37 pm (UTC)
beholder1777beholder1777 on March 6th, 2015 02:12 pm (UTC)
А в 1807 приехал Нельсон и поломал Копенгаген..
Ракетами, што характерно, не какими-то там брандскугелями.
Oleg AntonovOleg Antonov on March 6th, 2015 02:38 pm (UTC)
Re: А в 1807 приехал Нельсон и поломал Копенгаген..
Нельсон в 1807?