К сожалению история сражений парусных флотов на Средиземном море в большинстве исторических книг рассматривается не далее второй половины XVI века, а потом вдруг резко прерывается. Только начиная со времен войны Аугсбургской лиги маститые историки возвращаются к рассмотрению морских сражений на Средиземноморье: достаточно упомянуть книги таких мэтров, как Джулиан Корбетт «Англия – владычица морей в Средиземноморье» или Уильям Клоуз «Королевский флот: с древних времен до сегодняшних дней», а вот период 30-летней войны, англо-голландских и франко-голландских войн не описан вообще. Из приятных исключений по данной теме стоит однозначно выделить книгу английского историка Андерсена «Морские баталии в Леванте», где подробно рассмотрены все действия флотов с XVI по XVIII век.
Нам кажется, что этот внезапный скачок во времени (последней точкой при рассмотрении действий флотов на Средиземноморье в XVI веке чаще всего является битва при Лепанто, далее рассматриваются только действия флотов в эпоху англо-голландских войн) является своего рода феноменом. Ведь этот регион – колыбель западной цивилизации – играл исключительное значение весь XVII век. Здесь в единый клубок сплелись военные и торговые интересы всех основных игроков на политическом и военном поприще Нового Времени – это Франция, Англия, Испания, Турция, Венеция, Генуя, Мальтийский орден, Португалия, мусульманские автономии в Марокко и Алжире. Обладание монопольным правом на торговые пути в Средиземноморье значило в то время практически монополию в товарообмене между Востоком и Западом – дело тут в проблемах логистики. Путь вокруг Африки был слишком длинным и опасным, да и деньги, вложенные в такие экспедиции, приносили прибыль только спустя полгода - год (если торговым кораблям удавалось преодолеть все превратности моря и вернуться с товаром), тогда как оборачиваемость товара и капитала через Средиземное море уменьшало этот срок втрое. Кроме того – благодаря большому количеству портов и малому расстоянию между ними торговые корабли, идущие за товаром в Турцию, имели возможность своевременно пополнять запасы еды и воды (тем самым брали на борт припасов значительно меньше, а значит – освобождали место под дополнительный товар), а так же вести посредническую торговлю по пути следования. В общем – путь в Турцию (в главную страну-посредника между мусульманским Востоком и христианским Западом) был для купцов гораздо более выгоден, чем путь вокруг Африки.
Естественно, что борьба за эти торговые пути развернулась нешуточная. В Средиземноморье весь XVII век гремели сражения между испанцами и турками, венецианцами и турками, французами и испанцами, англичанами и голландцами, голландцами, испанцами, рыцарями Мальтийского ордена и берберийскими пиратами, голландцами и французами. Часто противоборствующие стороны вступали в коалиции друг с другом, так же часто выходили из них, меняя противников как перчатки. Конечно – век войн не способствовал дальнейшему росту торговли через район Средиземного моря, однако товарооборот через эти морские пути оставался достаточно стабильным и очень высоким несмотря на все локальные и глобальные военные конфликты.