George Rooke (george_rooke) wrote,
George Rooke
george_rooke

Category:

Питер зе Грейт, часть шестая

Сказав много хорошего о Петре, давайте теперь поговорим про плохое.
Но опять-таки - не о плохом Петре в вакууме, а в сравнении с тем, что творилось вокруг. И заодно заденем тему "униженных и оскорбленных" Петром. Тех, кто потом вывел для нас его образ как "антихриста", и мучителя собственного народа.
Людям моего возраста очень легко понять, что же случилось в царствование Петра, потому как нас самих угораздило пойти в школу при социализме, окончить ее при диком капитализме, проучиться в институте во времена олигархии, и на выходе получить непонятный государственный капитализм, в котором есть все пороки классического капитализма и очень мало его достоинств.
То же самое происходило и в ту эпоху. Прибалтика была тогдашней Чечней (не в смысле отделения, а в смысле социального и военного напряжения), возрастали подати, налоги, людей забирали в армию, на государственные отработки и т.д.
Поскольку старые институты были отринуты, то получилось что закон был един - и в лице царя. Сами понимаете - человеческий фактор никто не отменял, поэтому манипулировать Петром было возможно. Так, например, (в предыдущем посте подсказали) архангельский губернатор Курбатов, начавший бороться с коррупцией (не чьей нибудь, а самого Данилыча) был быстро сам обвинен в коррупции, и помер в тюрьме.
Тут еще играло роль то обстоятельство, что Петр имел взрывной характер. Тот, кто это знал, часто этим пользовался - вызывая безудержный гнев государя на того или иного человека.
В результате получалась следующая картина - идет царь в скверном настроении, видит пьяного, приказывает выпороть, и дает указ - что пьянство - грех, причем наказуемый грех.
Через три дни идет Петр под шафе, встречает пьяного солдата, целует его в губы сахарны и трактует рублем. Вывод - пьянство вещь позволительная!
Плюс ярчайший антиклерикализм Петра. Нет, церковь как государственный институт он уважал. Но вот верующим человеком не был.
Кроме того, Петр поставил в стране, традиционно привыкшей к коллективной ответственности, выше всего ответственность индивидуальную. Да-да, я как раз о той самой подушной подати. Ранее ведь было как? Налог брали с хозяйств, а не с людей, поэтому нередки были ситуации, когда "Петя дал 10 рублей, Вася - рубль, Ваня - вообще не скидывался, но жрал водку больше всех" кто-то платил, а кто-то не платил. Вернее даже не так - хозяйство росло, пополнялось новыми членами, а платила столько же. Конечно тем, кто работал в хозяйстве было хорошо, ведь в проигрыше оказывалось государство. Петра такая радость не устроила, и он решил брать налогов по 80 копеек с человека в год. Таким образом, те, кто ранее платил "за себя и за того парня", вздохнули свободнее. Те кто не платил вообще или платил мало - конечно попали под тяжелейший финансовый гнет ига царизма. И конечно им было обидно. А вам бы было обидно? Не платили всю жизнь, а тут - на тебе. Конечно антихрист.
Естественно переход к подушной подати потребовал переписи населения. Чтобы не попасть в число переписанных многие бежали на Дон и Днепр.
Но Петр со своим приматом государства поприжал и окраины. Он говорил для тех же казаков - что донских, что запорожских - страшные вещи. Оказывается, армия может собираться не на кампанию, а на годы, или даже десятилетия. Что грабить нельзя, поскольку солдат получает жалование, да теперь же не токмо Украина, но и Россия -"цэ Эуропа". Опять же окопы копать, фортификации возводить, единый мундир ввести.
Естественно, это вылилось в восстание Булавина. Вряд ли его причиной послужил сыск беглых, ибо уж на что, на что - а на "быдло" что запорожцы, что донцы всегда плевали с большой колокольни. Но вот продолжать жить по старому, грабить татарву, поляков (а на самом деле - Слободскую Украину, своих соплеменников по сути), не служить в армии - это да, очень хотелось.
Примечательно, что Булавина раздавил даже не Долгорукий с регулярами, а верные царю казаки Мазепы, и лоялистские донцы под Азовом. Волжское же направление вообще удержалось чудом, сдав только Царицын, но и там смогли разгромить восставших малыми силами из Астрахани, а потом подтянувшиеся войска из Черкасска заставили восставших бежать на Кубань, к туркам.
Но мы не об этом, мысль проста - Булавинское восстание не было КРЕСТЬЯНСКИМ или еще каким, это было что-то типа борьбы феодалов за свои старые вольности. За возможность не платить налоги. Возможность грабить. Возможность получать подношения от государства и т.д. То есть то, что на благословенной Украине нонеча называют "сепаратизм".
Таким образом помимо шведов, как основных врагов государства, появилось много "обиженных и оскорбленных" Петром. Это были и государства типа Польши ("Ригу нам обещали, отдайте сволочи!"), и завоеванные земли Прибалтики, ранее жившие на транзите русских товаров, и национальности в самой России (ибо украинскую старшину за время своего царствования Петр анально обидел аж дважды, и второй раз чуть вообще "всеобщим шухером" не закончилось), и социальные классы в государстве (дворяне, которых заставили служить, государевы люди, начавшие получать жалования вместо предоставления "Кемска волость" в кормление и т.д.)
И воспоминания разделились по двум диаметрально противоположным категориям, опять таки - проводя аналогию с 90-ми годами двадцатого века - по границе того, кто что имел, и кто что добился.
Если человек в царствование Петра из солдатского сына вырос до полковника - конечно он хвалил петровское царствование.
Если человек до петровского царствования не платил налогов, был старообрядцем и т.д. - а тут жизнь заставила и платить, и перейти в никонианство - конечно же Петр был антихристом.
Вобщем когда мы читаем те или иные мемуары (или исследования, основанные на тех или иных мемуарах) - важно понимать, кто их писал, и как его судьба сложилась в царствование Петра. Я уже говорил: "Программист Петр поехал на шашлыки. Поросенок Борька поехал на шашлыки. Фраза одна - а судьбы разные".
Вобщем, как и при любых реформах, причем таких кардинальных, мнение о Петре не было нейтральным. Им либо восхищались, либо ненавидели. И поэтому формы возвеличивания, и формы унижения и ругательства были очень часто ГИПЕРТРОФИРОВАННЫМИ.
Tags: Петр I
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Хроники английского Кавказа, часть 8

    Едва оказавшись на берегу, Фитцмориц немедленно разослал во все стороны дозоры и “на всякий пожарный” решил приготовиться к отражению возможного…

  • Ирландия, мировоззренческое.

    Когда начинаешь копаться в чем-нибудь, изначально планируя развлекательное чтиво – почему-то постепенно это выходит из-под контроля и начинаешь…

  • Хроники английского Кавказа, часть 7

    Пусть и не сразу, но Стакли и Фитцмориц убедили Его Святейшество поспособствовать организации военной экспедиции на Остров. Понтифик согласился с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 50 comments

Recent Posts from This Journal

  • Хроники английского Кавказа, часть 8

    Едва оказавшись на берегу, Фитцмориц немедленно разослал во все стороны дозоры и “на всякий пожарный” решил приготовиться к отражению возможного…

  • Ирландия, мировоззренческое.

    Когда начинаешь копаться в чем-нибудь, изначально планируя развлекательное чтиво – почему-то постепенно это выходит из-под контроля и начинаешь…

  • Хроники английского Кавказа, часть 7

    Пусть и не сразу, но Стакли и Фитцмориц убедили Его Святейшество поспособствовать организации военной экспедиции на Остров. Понтифик согласился с…